Даже жестокости, пережитые россиянами во время советской эры XX века, не подготовили их к трагической потере сотен жизней школьников и взрослых на прошлой неделе во время захвата заложников в Беслане.
Ужасный акт терроризма против 1200 невинных людей в городе Беслан погрузил народ в скорбь и самоанализ, начали раздаваться взаимные обвинения. Теракт в Беслане произошел вскоре после того, как террористы взорвали два самолета и осуществили суицидальный взрыв около станции метро. Всего за 10 дней в волне терактов, организованной, по всей видимости, боевиками-радикалами, добивающимися независимости для республики Чечня, погибли более 500 человек.
Эти события возродили в России историческое ощущение уязвимости. Во время телеобращения в субботу президент Владимир Путин, перефразируя слова Сталина, произнесенные после начала нацистского вторжения 1941 года, заявил, что россияне проявили слабость, а слабых бьют.
Не возлагая ответственности на силы безопасности за то, как именно был разрешен кризис, он упомянул о шагах правительства, которые должны быть предприняты, чтобы оказать противодействие терроризму. Ему бы стоило начать с представления обществу доклада независимой группы о том, что в Беслане было сделано не так.
Противодействие связанному с Чечней терроризму должно повлечь за собой и разрешение вопроса о суверенитете, и улучшение состояния российской демократии. Путин, бывший секретный агент, сейчас может пойти по пути дальнейшего сворачивания демократии через новые меры безопасности. Однако он намекнул на более привлекательную возможность, предположив, что Россия может поучиться у других стран, воспользовавшись, например, американским опытом - как США настроили своих граждан на необходимость быть более бдительными.
Как ни странно, в своей речи Путин не упомянул о Чечне. В то время как нужно яростно бороться с терроризмом как таковым, коренная причина большей части, если не всего, терроризма в России заключается в жесткой поступи вооруженных сил в этой маленькой республике. И Путин все еще может улучшить жизнь чеченцев без уступок терроризму.