Высокоприбыльная швейцарская часовая промышленность беспокоится о новом поколении часовщиков. До 2010 года ей потребуется 2200 новых специалистов, подсчитали сотрудники отраслевого объединения. Угрозе нехватки кадров будет противопоставлено массовое профессиональное обучение
Цифры не вселяют никаких надежд: в ближайшие четыре-пять лет швейцарская часовая промышленность ощутит нехватку 660 новых специалистов. А еще - 480 операторов производственных процессов, 220 инженеров и техников, примерно 240 полировщиков, а также 220 ювелиров и граверов. Это, по информации швейцарских СМИ, было установлено в результате опроса, проведенного Союзом работодателей часовой промышленности (CPIH). В нем участвовало 117 предприятий, на которых работает около половины из 41 тысячи человек, занятых в отрасли.
Одна треть будущих вакансий возникнет из-за ухода сотрудников на пенсию. Остальные две трети - вследствие все более высокого спроса на швейцарские часы. Чтобы преодолеть дефицит кадров в будущем поколении, следует уже сейчас разрабатывать специальные программы образования и переквалификации - и привлекать рабочие руки из-за границы.
В 1970 году швейцарская часовая промышленность объединяла около 1500 фирм, имевших примерно 90 тысяч сотрудников. Но затем разразился крупный кризис, и в отрасли произошли массовые сокращения. Теперь вот уже несколько лет она вновь находится на подъеме.
Примерно 95% швейцарских часов идет на экспорт. В 2004 году прибыль составила 9 млрд долларов. Такие доходы от экспорта часов не получает ни одна другая страна. Причина заключается в ассортименте: большую часть экспортной прибыли приносят дорогие часы, предмет роскоши.
Если рассматривать количество экспортируемых часов, то в 2004 году Швейцария продала 25 млн штук - намного меньше, чем Китай. Оттуда за границу ушел примерно 1 млрд часов. Из Гонконга - около 700 млн.
В швейцарской часовой промышленности доминирует Swatch, крупнейший производитель часов в мире. Концерн только что представил впечатляющие данные за первое полугодие. Со своими 18 марками и более чем 20 тысячами сотрудников в 50 с лишним странах предприятие получило прибыль в размере около 209 млн евро, что на 23,6% больше, чем за тот же период прошлого года. Оборот возрос примерно на 13,1% и достиг 1,45 млрд евро. В число известных часовым марок, помимо Swatch, входят Breguet, Blancpain, Glashütte, Omega, Rado, Longines и Tissot.