Критики считают Путина, который нарушил баланс сил в Европе, захватив Крым и проникнув в Восточную Украину, хищником-оппортунистом, а поклонники - проницательным и даже дальновидным человеком, отмечает журналист The Financial Times Дэвид Гарднер, предваряя анализ "геополитической балансовой ведомости Путина на Ближнем Востоке".
"Российское вмешательство в изменчивый хаос, царящий в Сирии, было и остается рискованным делом. Отчасти поэтому Обама старается держаться от данного конфликта как можно дальше", - говорится в статье.
"Россия встала в авангарде "арабской шиитской оси", которой руководят персы, в самом взрывоопасном регионе мира. Вражда России с суннитами, которые составляют подавляющее большинство мусульман, может аукнуться на российской территории, где у "Исламского государства" (запрещено в РФ. - Прим. ред.) и доморощенных джихадистов есть плацдармы на Северном Кавказе. Более того, в Сирии Москва держит в руках "бомбу, которая тикает". Повстанцы-сунниты, которых поддерживают Саудовская Аравия и Турция, оказались сильнее, чем полагала Россия. Асад остается на своем посту, но теперь россияне увидели, что он (и они) царствуют над руинами", - говорится в статье.
Тем не менее, по мнению Гарднера, Путин намерен извлечь выгоду из ощущения, что США слабеют. Оно укоренилось на Ближнем Востоке после того, как в 2013 году Обама не наказал режим Асада за предполагаемое применение химоружия. Путин тем временем постарался сблизиться с традиционными союзниками США - Израилем, Саудовской Аравией, Турцией и Египтом.
"В целом послужной список Путина на Ближнем Востоке выглядит невероятно успешным. Его достижения, по-видимому, эфемерны, но они выводят США из равновесия", - заключает автор.