После года украинского конфликта слово "кризис" можно поменять на слово "катастрофа", предлагает экономический обозреватель немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Беньямин Трибе. "Ведь, в конечном счете, с древнегреческого языка слово "кризис" переводится как "поворотный пункт, время решения". Если же после этого поворотного пункта ситуация не изменяется в лучшую сторону, то, как известно, наступает упадок и катастрофа, - пишет Трибе. - Тем более, что сейчас ничто не свидетельствует о том, что политическая катастрофа, наступившая между Россией, с одной стороны, и Украиной и Западом - с другой, скоро закончится". Так, горячая война на востоке Украины превратилась в замороженный конфликт - "конечно же, крупных боев нет, но и значительных успехов также не наблюдается". А санкции Запада отныне - это обычное состояние, и "их быстрая отмена крайне маловероятна".
Окоченение, как говорится далее, грозит и российской экономике. "Ее упадок начался еще в 2012 году - за два года до конфликта на Украине, - констатирует журналист. - В 2000-х годах растущая цена на нефть и рост нефтедобычи наполнили российскую казну, в результате чего в стране начался рост заработных плат и потребительский бум. (...) Но за все эти золотые годы российские власти не смогли инвестировать достаточное количество средств для того, чтобы создать инновационную и многоотраслевую экономику". Эти структурные проблемы, как отмечает издание, проявляются, в том числе, и в том, что при относительно высокой загрузке российской промышленности и относительно низкой безработице рост российского ВВП в 2014 году не превысил 0,6%. "Ну а если же нефть, в свою очередь, не начнет расти, то российская модель вообще рискует выдохнуться", - предрекает журналист.
Украинская катастрофа, продолжает Трибе, "парализует Россию двумя способами, которые не только усиливают экономический спад, но и надолго задушат потенциал для экономического роста. Первый - это санкции, а второй - внутриполитический ледниковый период в России, ледниковый период в головах, которым они платят за ощущаемый ими возврат статуса великой мировой державы".
К тому же Россия, как говорится далее, сама надевает на себя кандалы, тем самым усиливая факторы, вызвавшие экономические трудности еще до кризиса на Украине. "Реформы, привлечение иностранных инвесторов, расширение бизнес-свобод, сокращение вмешательства в экономику со стороны государства, более либеральное общество и эксперименты - всего этого не стоит ждать во времена "исповедования патриотизма", во времена, когда все нерусское объявляется потенциально опасным, а изоляция считается самым лучшим путем", - считает Трибе, добавляя, что успешная экономика не может возникнуть по приказу государства, а должна появиться сама по себе.