Президент Владимир Путин объявил о создании Национальной гвардии России, и эта новость, как пишет обозреватель швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung Даниэль Вехлин, "сразу вызвала массу разговоров о радикальной реформе российских силовых ведомств, создании "суперведомства" или "мощного кулака", который можно использовать против любой внутренней угрозы".
Как сообщается, новая организация будет создана на основе МВД и соединит в себе ее подразделения, внутренние войска, а также СОБР и ОМОН, и в число задач войдет борьба с терроризмом и оргпреступностью, а также охрана правительственных учреждений и границы. При этом подчиняться новое ведомство будет непосредственно президенту. Официальной информации о том, сколько человек объединит Нацгвардия, пока нет, но, согласно сообщениям в СМИ, суммарная численность всех названных структур составляет примерно 400 тыс. "Правда, войдут ли они в Нацгвардию полностью, также неясно", - отмечает журналист.
Согласно версии Кремля, новая реформа "заставит эти структуры немного похудеть", ведь из-за экономического кризиса власти сокращают бюджет и различным ведомствам и министерствам уже приходится сокращать персонал.
"Тем не менее, силовой аппарат считается одним из столпов власти Путина. По оценкам, всего в Минобороны, МВД, Министерстве юстиции, ФСБ и СВР работают свыше 4 млн человек, - продолжает Вехлин. - И потому критики не особенно доверяют объяснениям Кремля о структурных и финансовых причинах реформы". С одной стороны, по их мнению, власти создают Нацгвардию в качестве "еще одного мощного игрока", который может уничтожить и так не особо прочный баланс широкоразветвленного силового аппарата. А с другой, они считают, что "новая структура слишком независима, и Нацгвардия станет чем-то вроде путинской преторианской гвардии" (личная охрана римских императоров. - Прим. ред.).
Между тем "Ведомости" назвали новую структуру "Министерством внутренних врагов" - по мнению газеты, создание Нацгвардии показывает, что Кремль "придает новое значение внутренним угрозам". В ближайшее время, добавляет корреспондент, в России возможны протесты вовсе не по политическим причинам, а из-за плохой социально-экономической ситуации.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков опроверг суждение о том, будто появление Нацгвардии связано с возможными беспорядками в ходе сентябрьских выборов в Госдуму, но при этом, добавляет Вехлин, все же отметил, что подразделения Нацгвардии, возможно, будут использоваться для разгона несанкционированных демонстраций. "В общем, несмотря на массу неясных моментов, дискуссия о Нацгвардии еще раз показывает, насколько в России велико недоверие между народом и политическим руководством", - резюмирует автор.