Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 августа 2003 г.

Дэниэл Майклз | The Wall Street Journal

Создатель самолетов расправляет крылья

Во времена холодной войны западные военные очень серьезно относились к советским истребителям Су. Сегодня компания "Сухой" хочет, чтобы западные авиакомпании серьезно отнеслись к ее планам создания нового пассажирского самолета.

Перед "Сухим" стоит задача построить новое семейство российских самолетов на 60-95 пассажиров. Компания стремится захватить внутренний и международный рынки, и "Сухой" нашел союзников из числа тяжеловесов. Крупнейший в мире производитель гражданских самолетов, компания Boeing Co. дает рекомендации по проектированию самолета, который получит сертификат западных авиационных властей. Французская двигателестроительная компания Snecma помогает с современными двигателями, которые, в отличие от старых советских моделей, имеют высокий кпд и меньше загрязняют окружающую среду.

Планы "Сухого" являются одной из самых амбициозных попыток российского промышленного гиганта прорваться на мировой рынок с новым продуктом.

В последнее десятилетие успехи России за рубежом связаны главным образом с природными ресурсами: нефтью, газом и металлами. Предлагаемый самолет был бы первой серьезной попыткой конкурировать с мировыми производителями гражданских самолетов, направленной против двух закаленных в боях конкурентов, которые доминируют на мировом рынке так называемых региональных самолетов, - бразильской компанией Empresa Brasileira de Aeronautica SA, или Embraer и канадской Bombardier Inc. В прошлом году началась ликвидация из-за банкротства немецкого производителя Fairchild Dornier GmbH, занимавшего третье место в списке.

Правительственная поддержка

Авиация, когда-то бывшая важной составляющей советского военного истеблишмента, остается важной составляющей российской экономики, и правительство стремится защитить отечественных производителей высокими импортными пошлинами. Однако российские аэрокосмические компании борются за финансирование, необходимое для модернизации своих устаревших продуктов, главным образом потому, что не у многих местных авиакомпаний есть деньги для модернизации устаревших парков. Конкурент "Сухого", производитель истребителей, корпорация МиГ также планирует создать региональный самолет в сотрудничестве со старым производителем пассажирских самолетов компанией "Туполев", но им еще предстоит найти зарубежных партнеров для своего проекта.

Предлагаемый "Сухим" российский региональный лайнер (РРЛ), по словам представителей российских авиакомпаний, займет важную нишу на внутреннем рынке в момент, когда начинается выздоровление отечественной экономики. Многие большие самолеты, относящиеся к советскому периоду, сегодня летают с десятками свободных мест, а заполнить относительно небольшой РРЛ будет легче. Генеральный директор "Сухого" Михаил Погосян считает, что на международном рынке, хотя самолет и запаздывает, уход Fairchild Dornier открывает путь новому третьему игроку.

"На наших традиционных рынках рынок региональных самолетов развивается очень быстро", - заявил Погосян, имея в виду Россию, другие бывшие советские республики, Индию, Китай и еще ряд азиатских государств. По его мнению, к 2022 году рынок РРЛ достигнет 800 машин.

Мало кто сомневается в способности инженеров "Сухого" сконструировать новый самолет, поскольку их военным машинам по-прежнему рукоплещет весь мир. Но задача создания пассажирских самолетов, отвечающих жестким финансовым параметрам, существенно отличается от строительства сверхзвуковых истребителей. Сможет ли российская авиастроительная компания удовлетворить требования рынка гражданских самолетов - это один из многих вопросительных знаков, висящих над проектом.

"Сухой", привлекший на помощь другие российские авиационные концерны, стремится финансировать проект с помощью кредитов, правительственных средств и инвестиций от промышленных партнеров. По словам Погосяна, стоимость проекта оценивается приблизительно в 650 млн долл. (573 млн евро), а летающий опытный образец появится к 2006 году. Он заявил, что первыми покупателями станут российские авиакомпании, а затем начнутся экспортные продажи. Он добавил, что "Сухой", чтобы помочь конструкторам спроектировать самолет, который будет пользоваться спросом, ведет переговоры с западными авиакомпаниями об их требованиях к машине.

Небольшие доходы

Региональные самолеты, берущие на борт до 100 человек, полезны на маршрутах средней протяженности, слишком длинных для винтовых машин, но с уровнем перевозок, недостаточным, чтобы с выгодой для себя заполнять большие лайнеры от Boeing или Airbus. Самой большой трудностью в создании региональных самолетов является соблюдение жестких требований, касающихся цены и эксплуатационных расходов, поскольку каждый рейс этих машин приносит меньше прибыли, чем полеты больших лайнеров. После нескольких лет жестокой конкуренции между Embraer и Bombardier доходы от региональных самолетов очень невелики.

Погосян отметил, что ему, благодаря низким ценам в России, на строительство самолета нужно на 15% меньше, чем компаниям Embraer или Bombardier. Он добавил, что разница в ценах поможет "Сухому" в регионах с низкими доходами, где авиабилеты на самолет будут дешевле, а служить он будет дольше, чем в развитых странах, поскольку люди там не могут покупать дорогие авиабилеты.

Способность "Сухого" это выполнить никто никогда не проверял. Советские авиастроители, создавая машины "Ту", "Ил" и "Як", не беспокоились ни о цене, ни об эксплуатационных расходах. После падения СССР производство гражданских самолетов в России заморожено, промышленность получает небольшие деньги на разработки и модернизацию. Производственные технологии отстают от западных на десятилетия. "Сухой" зарабатывает хорошие деньги, экспортируя истребители в Индию и Китай, но навыки, необходимые для работы на военные нужды, очень отличаются от тех, которые нужны для удовлетворения требования авиакомпаний, заботящихся о расходах.

Сам "Сухой" находится в процессе консолидации своих операций с несколькими другими предприятиями для создания единой интегрированной авиастроительной компании, и результат остается неясным. При советской системе проектированием, производством и продажей занимались разные структуры, иногда раскиданные по просторам СССР. "Сухой", занимавшийся проектированием, будет руководить крупнейшим авиационным предприятием России - авиационный холдинг "Сухой".

"Бескровный" рынок

Все эти сомнения ставят под вопрос сам проект. Ричард Абулафия, консультант американской аналитической группы Teal Group, считает, что нет смысла тратить прибыли, полученные от военного экспорта, на попытки выйти на "бескровный рынок", и полагает, что проект в конце концов сойдет на нет. Действительно, в последние годы предпринималось несколько попыток воскресить российскую аэрокосмическую промышленность и запустить новые проекты региональных самолетов, но все они кончились ничем.

Впрочем, конкуренты не готовы сбрасывать проект со счетов.

"У "Сухого" достаточно технического и инженерного опыта для создания чего-то в таком роде, - заявил пресс-секретарь Embraer Дуг Оливер. - Добавьте сюда Boeing, и получится очень сильная команда". Однако Оливер отметил, что "им нужно что-то предложить очень быстро", до того, как Embraer и Bombardier захватят весь рынок. Он добавил, что и Китай рассматривает возможность создания региональных самолетов.

Для Boeing, которая не осуществляет инвестиций в проект, РРЛ не является рискованным предприятием, но дает возможность укрепить международные связи и обеспечить присутствие на рынке региональных самолетов. Генеральный директор подразделения гражданских самолетов Boeing Алан Мулелли заявил, что, хотя Boeing занимается только самолетами, в которых больше 100 мест, он "рад помочь сделать продукты совместимыми". По мнению наблюдателей, дружеские отношения в России могут также помочь решить проблемы с ограничениями на импорт и подтолкнуть россиян купить самолеты Boeing.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru