Ситуация на Ближнем Востоке, где продолжается военный конфликт в Ливане, остается в центре внимания западной прессы. Так, Welt am Sonntag публикует интервью израильского премьера Эхуда Ольмерта. Он выглядит как человек, который в течение последних трех недель очень мало спал, отмечает издание.
Премьер Израиля считает, что его армия уже добилась немалого успеха в Ливане. "Разрушена большая часть инфраструктуры "Хизбаллах". Политической структуре Ливана нанесено сокрушительное поражение. "Хизбаллах" потеряла свои позиции в Ливане. Большинство ведущих арабских стран в настоящее время настроено против нее. Саудовская Аравия, Иордания и Египет выступают за ее разоружение. Граждане страны, поддерживающее "Хизбаллах", почти полностью стали беженцами, потеряли свое имущество, их жизни пошли под откос", - отметил Ольмерт.
При этом он согласился с тем, что в этих бедах граждане Ливана винят Израиль, ненавидя его за это. Однако Ольмерт отметил, что "они все равно всегда ненавидели Израиль". "Они предоставили "Хизбаллах" убежище. Некоторые даже прятали пусковые ракетные установки у себя в домах, чтобы помочь "Хизбаллах". Однако похоже, что, почувствовав израильскую реакцию, "Хизбаллах" потеряла аппетит", - заявил глава израильского правительства.
Ольмерт рассказал, что планирует создать в Ливане зону безопасности шириной от 8 до 10 км. Он также отверг обвинения в жестких методах ведения войны, из-за чего в Ливане гибнут мирные жители. Ольмерт считает, что у Европы нет права читать нотации Израилю. "Европейские страны напали на Косово, в результате чего погибли десятки тысяч ни в чем не повинных граждан! А ни одна из этих стран не пострадала даже от одной-единственной ракеты. Я не говорю, что было неправильным начинать военные действия в Косово. Но пожалуйста, не надо учить нас тому, как обращаться с мирным населением", - заявил Ольмерт.
Ольмерт отметил, что в нынешней ситуации он бы "не отказался сейчас послушать совета" Ариэля Шарона.
Британская The Times пишет в понедельник о том, что накануне Ливан не позволил принять план ООН, призывающий к прекращению военных действий без немедленного ухода Израиля. Горячность ливанского отказа, отражающая бескомпромиссную позицию "Хизбаллах", захватила врасплох западных чиновников и поставила под угрозу предложения по прекращению конфликта, согласованные Францией и США, пишет газета.
Ливанские политические лидеры выстроились в очередь, чтобы критиковать франко-американский проект резолюции, в то время как "Хизбаллах" заявила, что не прекратит ракетные обстрелы приграничных районов, пока не будет выведен последний израильский солдат.
Премьер-министр Ливана Фуад Синьора звонил госсекретарю США Кондолизе Райс и президенту Франции Жаку Шираку с просьбой о поправках, но получил категорический отказ.
Израиль не дал официального ответа на проект резолюции, но источники сообщили, что он отнесся к ней благожелательно. Резолюция не только позволяет его войскам оставаться в Ливане, пока их не сменят международные силы, но и разрешает Израилю действовать в порядке самообороны. Пресс-секретарь израильского МИДа Марк Регев заявил: "Мы должны быть уверены в том, что переговоры в ООН гарантируют, что Иран и Сирия не будут пополнять арсеналы "Хизбаллах".
Призыв Ливана к немедленному уходу Израиля вынудил США и Францию перенести вероятное голосование ООН по их мирному плану как минимум на завтра после не давшего определенных результатов совещания пяти постоянных членов СБ вчера вечером.
Ливанское предложение призвало также к "немедленному выводу" израильских войск с Ферм Шебаа, района, на который претендует Ливан, но признанного ООН частью Сирии. Он будет передан "под надзор ООН до уточнения границы между Ливаном и Сирией в этом районе".
Итальянская La Repubblica пишет о том, что источник в израильском правительстве выразил удовлетворение проектом резолюции ООН. "Мы добились того, чего хотели. Значение этого решения в том, что не будет черных дыр или отступлений от перемирия. Израильские солдаты уйдут из Ливана только тогда, когда кто-нибудь придет им на смену".
В отсутствие официальной реакции, которую Ольмерт решил отложить до момента, когда резолюция будет принята, высказывания этого источника обретают определяющее значение. Нет необходимости в других комментариях, чтобы увидеть, что израильское руководство полностью удовлетворено согласием, достигнутым между французами и американцами.
Складывается впечатление, что по многим положениям резолюции последнее слово будет за Израилем, как, например, по вопросу о возвращении беженцев в города и деревни Юга. Израиль с большим подозрением относится к этому процессу, опасаясь, что среди мирных жителей могут оказаться боевики "Хизбаллах", но Ольмерту пришлось пойти на уступки по одному вопросу: в ожидании размещения международного контингента за выполнением соглашения о прекращении огня будет наблюдать контингент ООН, в отношении которого Израиль никогда не жалел критики, отмечает издание.
Немецкая Suddeutsche Zeitung в статье "Недостаток информации" анализирует действия армии Израиля и пишет о том, что войска не продвигаются в Ливане еще и потому, что они слишком мало знают о местонахождении боевиков "Хизбаллах".
Израильское правительство заявляет, что инфраструктура террористической группировки "Хизбаллах" наполовину уничтожена. Однако продолжающиеся ракетные обстрелы со стороны "Хизбаллах" и большое число убитых израильтян свидетельствуют об обратном. За последние четыре месяца, по израильским данным, около трех тысяч активных бойцов "Хизбаллах" выпустили по Израилю более 3400 ракет. Военная авиация, по данным министерства обороны, до сих пор совершала налеты на Ливан в два раза чаще.
То, что израильской армии, несмотря на ультрасовременное оснащение и численность, превышающую 500 тысяч солдат, до сих пор не удалось остановить ракетные обстрелы "Хизбаллах", имеет несколько причин. Военная авиация уже в первую неделю боевых действий могла бы серьезно сократить количество ракетных обстрелов, если бы активнее бомбила предполагаемые позиции "Хизбаллах". Однако результатом стала бы смерть еще большего числа ливанских мирных граждан, пишет газета.
Факт обстрела израильской военной авиацией дома, населенного гражданскими лицами в Кане, вследствие чего было убито 29 человек, объясняется министерством обороны тем, что армия не обладает достаточной разведывательной информацией. В отличие от палестинских территорий, где имеется плотная сеть осведомителей, которые за деньги предоставляют информацию о расположении террористических ячеек или предстоящих терактах, армия после выхода в мае 2000 года из зоны безопасности не уделила должного внимания несравненно более трудной вербовке осведомителей в Южном Ливане. Армейская верхушка сделала ставку на то, что ракеты "Хизбаллах" "заржавеют". Вместо этого за последние шесть лет под завесой интифады группировка с помощью Ирана и Сирии создала в Южном Ливане систему бункеров и тоннелей, где скрывается она сама и хранит свое оружие.
В министерстве обороны в первые дни войны взяла верх точка зрения, что одними воздушными налетами победить "Хизбаллах" невозможно. Группировке намного лучше, чем израильской армии, известна непроходимая и сложная холмистая местность Южного Ливана. Также поэтому было принято решение о проведении наземной операции. В настоящее время в Южном Ливане находится около 10 тысяч израильских солдат, в том числе много резервистов, которым эта территория незнакома. Возвращающиеся солдаты постоянно говорят о том, что "Хизболлах" организована весьма профессионально. Во время операций в деревнях и маленьких городках в Южном Ливане армия, по ее собственной информации, захватывала членов "Хизбаллах", которых сейчас допрашивают в Израиле. Их показания важны для ведения войны, отмечает издание.