Администрация Буша недостаточно работает над подготовкой международной конференции, намеченной на осень
Непривычный дипломатический ажиотаж, неслыханная встреча на палестинских территориях, перспектива "международной конференции" в США этой осенью... Неужели на Ближнем Востоке наконец-то открылось "окно возможности", о котором твердят наиболее оптимистически настроенные? Тон, безусловно, изменился. Изменилась и манера: наконец отказавшись от саркастических замечаний в адрес своих предшественников, Кондолиза Райс начала новое турне по региону. Госсекретарю удалось добиться присутствия Саудовской Аравии на конференции, которую Джордж Буш задумал провести в ноябре.
В регионе, однако, преобладает скептицизм, уже ставший его второй натурой. Американец Дэннис Росс, бывший одним из организаторов международной конференции в Мадриде в 1991 году, недавно высказался в унисон с Советом по международным связям: тогда, напомнил он, для подготовки конференции госсекретарь Джеймс Бейкер провел не одну, а восемь поездок. Каждое выражение было выверено, каждый последующий этап предусмотрен с целью установить рамки дискуссий. А "какие признаки указывают сегодня на подготовку международной конференции"? - задается вопросом участник переговоров в Мадриде. Ни повестка дня встречи, ни список участников, ни "правила игры" до сих пор не были прояснены, отмечает он, опасаясь, что эта акция сведется к "серии изложений максималистских позиций, за которыми не последует ничего конкретного".
Исключительная слабость участников
В Вашингтоне, Рамаллахе и Иерусалиме три человека, держащие (более или менее) власть в своих руках, находятся в исключительно слабой позиции. Сможет ли такая совместная непрочность стать рычагом для достижения неожиданного результата? Ущербность предшествующих дипломатических инициатив состояла в том, с какой легкостью отметалась половина палестинского населения - миллион беженцев, теснящихся в лагерях соседних стран. Сегодня игнорируют не только беженцев, но и 1,3 млн жителей сектора Газа, руководимых радикальным движением "Хамас" и сброшенных со счетов Джорджем Бушем, новая инициатива которого касается только "умеренных". Плохо подготовленная конференция, которая к тому же не даст никаких результатов, вместо того чтобы укрепить власть президента Махмуда Аббаса, приведет лишь к еще большему разделению Палестины и даже усилению "Хамаса".
Сбившись с пути, администрация Буша сейчас осознает масштаб задачи в регионе. Как признают некоторые сотрудники госсекретаря, приоритетом для нее остаются Ирак и Иран. В этом контексте палестино-израильская инициатива является, в первую очередь, способом добиться расположения арабских стран в этих вопросах. Саудовская Аравия, в частности, не испытывает по этому поводу особых иллюзий. На главной странице интернет-сайта Белого дома уже не упоминается международная конференция, в которой президент, к тому же, не будет участвовать лично. "Квартет" (ЕС, Россия, ООН и США) сохраняет полное или почти полное беспристрастие. А ведь если бы речь шла о разработке конкретной инициативы, как заверял Джордж Буш, "квартет" должен был бы играть в его подготовке первую роль.
Если эти шаги чему-то и способствовали, так это незначительному укреплению позиции Эхуда Ольмерта, сильно пострадавшей от войны в Ливане, начатой Израилем прошлым летом (и завершенной при существенной помощи США). Примыкая к точке зрения Израиля и отказываясь оказывать давление, чтобы тот ликвидировал хотя бы одно поселение, Джордж Буш дает израильскому премьер-министру кислородную подушку: маловероятно, что Ольмерт будет вынужден уйти в отставку в то время, когда он прилагает всесторонние усилия с целью возобновления мирного процесса.
Побочный эффект
В этой игре иллюзий остается еще побочный эффект: только что назначенный бывший британский премьер-министр Тони Блэр, которому предложено отойти в сторону и заниматься исключительно гуманитарными аспектами, чтобы не мешать Кондолизе Райс, отвечающей за политическую часть. Бывший спецпредставитель "квартета" Джеймс Вулфенсон уже однажды пришел к заключению о невозможности такого разделения задач. Он вышел в отставку в мае 2006 года при всеобщем безразличии.