Российско-грузинская война стала крупнейшим в Европе кризисом безопасности со времен этнических чисток Милошевича в 1990-е годы, утверждает на страницах The Financial Times Рональд Асмус, исполнительный директор Transatlantic Center of the German Marshall Fund of the United States (Брюссель). "Москва нарушила главное правило европейской безопасности в период после холодной войны - постулат, что границы в Европе невозможно менять силой оружия", - пишет он.
Россия вела войну, чтобы предотвратить переход Грузии в лагерь Запада, так как опасалась влияния грузинского эксперимента с демократией на другие страны Южного Кавказа и на российское общество, утверждает автор. Однако Грузия тоже совершила ошибку, начав войну вопреки рекомендациям своих союзников: Саакашвили руководствовался не только страхом перед этнической чисткой в Южной Осетии, но и опасениями за свою политическую карьеру. Развязыванию войны способствовали также разобщенность и неверная политика Запада. Главной оплошностью автор считает тот факт, что Запад не вмешался в происходящее на местах в Грузии и в Москве, пока конфликт еще можно было предотвратить. В результате система европейской безопасности, теоретически предназначенная для защиты маленьких государств от хищничества крупных, оказалась неэффективной.
По мнению автора, причины войны не исчезли: Грузия по-прежнему стремится на Запад, а Москва хочет ей помешать. В этих условиях Западу следует объединиться вокруг позиции, что за нарушение правил игры в Европе надо расплачиваться. Грузия должна сосредоточиться на строительстве демократии и внутренних реформах, а вопрос о статусе Абхазии и Южной Осетии отложить на потом, рекомендует автор.