"Геополитика и экономика - вот два источника могущества Путина, но в данный момент оба его подводят. На востоке Украины его загоняют все дальше в угол, а экономику лихорадит уже около года из-за коррупции, неэффективности и сочинской Олимпиады", - констатирует старший редактор журнала The New Republic Юлия Йоффе.
"Однако, прежде чем Запад начнет радоваться возможному свержению Путина с престола, мы должны задуматься о том, кто придет на его место, - подчеркивает автор статьи. - Это не агитация против санкций или за политические перемены в России. И все же история этой страны учит нас: продолжительные экономические проблемы часто влекут за собой политические беспорядки, результатом которых еще никогда не была демократическая Россия".
"Это лето богато на отсылки к 1914 году: проводятся аналогии между текущим геополитическим хаосом и начавшейся ровно 100 лет назад Первой мировой. Но России следует вспомнить, что 1914-й закончился 1917-м. Коррумпированный и сверхцентрализованный режим Николая II ввязался в войну, что привело к огромной нехватке продовольствия и топлива внутри страны. Николай обанкротил страну, сражаясь со своим кузеном Вильгельмом, и хлебные бунты вскоре вынудили его отречься от престола", - напоминает Йоффе.
"Советский режим рухнул так же, как его предшественник, - разоренный войной, которая велась главным образом в джунглях третьего мира и в умах вашингтонских и московских политиков. Не Рональд Рейган обвалил советский строй и не диссиденты, ретиво верставшие горы самиздата, а экономика", - настаивает журналистка.
"Когда в декабре 1991 года советская система канула в прошлое, на смену ей пришел еще больший экономический хаос: люди за одну ночь превращались в королей и нищих", - продолжает Йоффе.
"Из этого сора Россия и создала Путина - человека, который пообещал прекратить унижения России и приструнить олигархов, раздевающих ее догола. Он выполнил свои обещания, но при этом создал новых олигархов, вроде Тимченко, из своих друзей детства и сослуживцев по КГБ", - пишет автор.
"С учетом такой истории западные россказни про злобного, разгуливающего без рубашки тирана, подавляющего изголодавшийся по свободе и демократии народ, - дикие фантазии, - признает Йоффе. - Путин популярен не только потому, что контролирует телевидение - он популярен еще и потому, что дает России нечто типично русское. Путин - всего лишь вариация Советского Союза, который был вариацией монархии".
В феврале 2012 года, накануне президентских выборов сторонники Путина распространяли в сети ролик, где показывалось, что произойдет со страной, если лозунг оппозиции "Россия без Путина" воплотится в жизнь. Авторы ролика рисовали мрачные перспективы: рост национализма, столкновения националистов с мусульманами, войска НАТО в Калининграде, китайцы в Хабаровске, грузины в Краснодаре и скинхеды в Санкт-Петербурге, голодная зима, уход из России крупнейших компаний, гиперинфляция. По прогнозам авторов видео, уже к 2014 году страна оставалась без электричества, мобильной связи и интернета.
"Это крайний, а для человека, не причисляющего себя к путинистам, еще и смехотворный сценарий: солнце не перестанет светить, если Путин перестанет быть президентом. Однако это ключевой элемент путинского мировоззрения во внутренней и внешней политике: тебя, да и кого угодно, отделяет от пропасти не так уж много. Ирония заключается в том, что этот страх будущего и позволяет Путину оставаться у власти. Однако этот страх не кажется таким уж нелепым, если вспомнить, что все кадры, иллюстрирующие ужасы будущего без Путина, - это реальные кадры российского прошлого", - заключает Йоффе.