Белый дом рассматривает предложение Джеймса Бейкера начать мирные переговоры на Ближнем Востоке без участия Израиля
Переговоры пройдут на организованной Соединенными Штатами конференции под названием "Мадрид-2", в которой примут участие такие враги США, как Иран и Сирия. Официальные лица заявляют, что "Мадрид-2" будет заявлен в качестве форума для обсуждения будущего Ирака, но также сосредоточится на требованиях арабов об освобождении израильтянами территорий, захваченных в ходе войны 1967 года. Сообщается, что представители Израиля на конференцию приглашены не будут.
"Бейкер считает, что конференция даст Соединенным Штатам уникальную возможность достичь договоренности, не подвергаясь израильскому давлению, - сообщил один из чиновников. - Это предложение стало самым спорным из всех, что за последний месяц рассматривали ответственные за определение внешней политики лица".
Чиновники сообщают, что предложение Бейкера, отразившееся в рекомендациях Группы по изучению Ирака, было поддержано госсекретарем Кондолизой Райс, заместителем госсекретаря Николасом Бернсом и директором национальной разведки Джоном Негропонте. По их словам, наиболее противоречивая часть предложения - это совет Бейкера пойти на сближение с Ираном и Сирией.
"Сирия явно оказывает давление на ливанскую демократию, поддерживает террор, обеспечивая поставками "Хизбаллу", и стимулирует поддержку "Хизбаллы" со стороны Ирана, а также поддерживает деятельность "Хамаса", - заявил на брифинге на прошлой неделе советник по национальной безопасности Стивен Хедли. - Такая Сирия не принесет в регион мир и стабильность".
Официальные лица говорят, что предложение Бейкера о проведении ближневосточной мирной конференции без Израиля было поддержано до того, как вице-президент Дик Чейни совершил поездку в Саудовскую Аравию 25 ноября. Говорят, что Чейни большую часть своей поездки выслушивал со стороны Саудовской Аравии предупреждения о том, что не Иран, а Израиль является главной причиной нестабильности на Ближнем Востоке.
"Он (Чейни) даже не получил возможности серьезно обсудить предложение, ради которого приехал - об оказании Саудовской Аравией помощи правительству Ирака в том, чтобы убедить суннитов прекратить вылазки, - рассказал другой чиновник, знакомый с подробностями визита Чейни. - Вместо этого саудиты продолжали говорить о своем желании, чтобы США пресекли израильские рейды в сектор Газа, и Чейни не стал возражать".
Согласно предложению Бейкера, администрация Буша должна провести конференцию по Ближнему Востоку, на которой будет обсуждаться будущее Ирака и другие ближневосточные вопросы. Чиновники сообщают, что на конференции будет сделана попытка получить поддержку арабских стран по Ираку в обмен на обещание США возобновить усилия с целью заставить Израиль вывести войска с Западного берега и Голанских высот.
"Бейкер считает, что данный план предлагает что-то каждой из сторон, за исключением, быть может, Израиля, - сообщил чиновник. - Сирийцы получат Голанские высоты, иранцы получат признание США, а саудиты восстановят свое влияние, в частности среди палестинцев".
Источники в правительстве говорят, что Бейкер пользуется влиянием в администрации и среди лидеров Республиканской партии за счет поддержки, которую ему оказывают отец нынешнего президента, а также бывший госсекретарь Генри Киссинджер. Как сообщается, в нынешней администрации Буша такие высокопоставленные чиновники, как Хедли и Райс, консультируются с Брентом Скоукрофтом, бывшим советником президента по национальной безопасности, которой так же близок к ним, как и Бейкер.
"По этому вопросу согласны все, - сообщил источник. - Дела у Буша идут не очень хорошо. Он потрясен результатами выборов и надеется на чудо в Ираке".
В свою очередь, Буш выражает сомнения по поводу переговоров с Ираном. На пресс-конференции, состоявшейся в столице Иордании Аммане 30 ноября, президент заявил о вмешательстве Ирана в дела иракского правительства премьер-министра Нури аль-Малики.
"Мы уважаем иранское наследие, мы уважаем иранскую историю, мы уважаем иранские традиции, - заявил Буш. - Единственная проблема - в правительстве, которое изолирует свой народ, отказываясь от выгод, которые он мог бы получить благодаря взаимодействию с остальным миром".
Совет Бейкера улучшить отношения с Ираном и Сирией получил поддержку и в консервативных республиканских кругах. На прошлой неделе бывший и действующий лидеры республиканцев в конгрессе, убежденные в необходимости вывода американских войск до президентских выборов 2008 года, призвали к участию Ирана и Сирии в стабилизации обстановки в Ираке.
"Следует рассмотреть совершенно новую стратегию, - считает бывший спикер палаты представителей Ньют Гингрич. - За последние три года мы явно не сумели достичь желаемого результата".
В то же время представители министерства обороны предостерегают, что не следует расширять роль Ирана и Сирии за счет Израиля. По их словам, подобная стратегия приведет к подрыву позиций арабских союзников США - Египта, Иордании и Марокко.
"Предложенная региональная стратегия подразумевает, что свободный Ирак будет отдан на растерзание волкам, ждущим по соседству: Ирану, Сирии и Саудовской Аравии, - сказал источник из Центра политики безопасности, который считается близким к Пентагону. - Если будет принята региональная стратегия Бейкера, мы покажем всему миру, что лучше быть врагом Америки, чем ее другом. Враждебность Джима Бейкера по отношению к евреям - это факт, и он играет на руку врагам Израиля в регионе".
Однако готовящийся к вступлению в должность министра обороны Роберт Гейтс, бывший коллега Бейкера из Группы по изучению Ирака, поддержал проведение Соединенными Штатами переговоров с Ираном и Сирией. В ответ на вопрос комиссии сената по вооруженным силам, который начнет слушанья по поводу его утверждения в должности на этой неделе, Гейтс сравнил двух нынешних врагов США с Советским Союзом.
"Даже в худшие периоды холодной войны США продолжали диалог с Советским Союзом и Китаем, и я считаю, что эти контакты позволили нам разрешить множество потенциально опасных ситуаций, - сообщил Гейтс. - Наше взаимодействие с Сирией не обязательно должно быть односторонним. Например, оно могло бы принять форму участия Сирии в региональной конференции".