Сильвио Берлускони уличает Марио Скарамеллу во лжи ("Я никогда ему не обещал пост в ООН, я не знал о его существовании"). Но уходящий в отставку глава SISMI (итальянская военно-политическая разведка) Николо Поллари, которого вчера заслушивали в парламентском комитете по информации, безопасности и гостайне, косвенно противоречил бывшему председателю совета министров ("Мы сообщили правительству Берлускони, что Скарамелла контактировал с бывшим шпионом КГБ Олегом Гордиевским с целью получения информации об итальянских политиках. Мы были об этом проинформированы нотой протеста со стороны британских спецслужб"). Перекрестные опровержения, политическая полемика между большинством и оппозицией, а также новые данные, полученные в ходе расследования, характеризовали вчера ситуацию вокруг комиссии Митрохина.
Вчера сотрудники управления по проведению спецопераций в присутствии представителей трех прокуратур (Болоньи, Рима и Неаполя) обыскали неаполитанский офис Ecpp, закамуфлированный под частное сыскное агентство Марио Скарамеллы, которого привлек к работе в комиссии Митрохина бывший председатель суда Паоло Гуццанти. Следователи прорабатывают соответственно версию о предполагаемом трафике урановых стержней между Сан-Марино и Римини, о направлении бывшими агентами КГБ по ложному следу работы парламентской комиссии и, наконец, о трафике радиоактивных отходов в Кампанию. Теперь следствие будет вести только прокуратура Рима: Скарамелла был почетным судьей в Неаполе, и по этой причине проведение любых расследований является компетенцией столичной прокуратуры.
Римский прокурор Пьетро Савиотти - заинтересованный в том, чтобы в офисе Ecpp в Неаполе обнаружились документы, не переданные комиссии Митрохина, запросил у сената копии досье, составленных Скарамеллой. Но материалы, опубликованные газетой Repubblica о телефонных переговорах консультанта Гуццанти ("Берлускони мне обещал пост в ООН в обмен на фальшивые досье по Проди", - сказал он своему американскому другу Перри) воспламенили политическую атмосферу. Лидер "Вперед, Италия!" заявил: "Я никогда не был знаком и тем более не встречался со Скарамеллой, я даже не знал о его существовании".
Несколько часов спустя директор SISMI, Поллари, сообщил на слушании парламентского комитета совершенно обратное. Он объяснил восьми членам комитета, что предупредил правительство Берлускони (видимо, подразумевая или самого Берлускони, или заместителя руководителя секретных служб Джанни Лету), что английская разведка MI-6 выступила с официальным протестом по поводу того, что Скарамелла контактировал с бывшим советским шпионом Олегом Гордиевским, убеждая его рассказать о некоторых левоцентристских итальянских политиках. Как глава SISDE (Служба информации и демократической безопасности) Марио Мори, так и глава SISMI Поллари заявили, что Скарамелла неоднократно предпринимал попытки вступить в контакт с обеими службами в целях сотрудничества. Но его предложения о взаимодействии всегда отклонялись.
Бывший председатель комиссии Митрохина выступил с инициативой создать вторую комиссию после опубликования его телефонных разговоров со Скарамеллой, в которых он заставлял, порой жесткими методами, отыскать хотя бы признаки того, что Проди "обрабатывался КГБ". Предложение Гуццанти ("Только я могу возглавить вторую комиссию") было отклонено, так как учреждение новой комиссии сочли нецелесообразным. "Комиссия Митрохина уже выполнила свою задачу и представила свои выводы", - заявил Клаудио Скайола, министр производственной деятельности. "Совершенно неприемлемое предложение", - сказал сенатор Массимо Брутти. Но по мнению Франческо Коссиги, экс-президента Италии, "дело Митрохина" еще не закончено. "До тех пор пока не будет прояснен каждый аспект дела, - заявил пожизненный сенатор, - и, принимая во внимание появление новых "разоблачений" доктора Скарамеллы, яды будут продолжать бродить по нашей стране".