Стриптиз, дразнящий танец, "пионеркой" которого стала Саломея в Ветхом Завете, является таким же видом искусства, как опера и балет, постановил норвежский суд. Благодаря этому постановлению стрип-клубы страны освободят от уплаты 25-процентного НДС.
Это постановление стало триумфом девушек из заведения Diamond GoGo Bar в Осло, которые возмущались тем, что они находятся в ущемленном положении по сравнению с освобожденными от налогов глотателями шпаг и эстрадными юмористами.
Последней каплей для них стало известие об освобождении от налога на добавленную стоимость билетов на Chippendales - мужское стрип-шоу - из-за его художественных достоинств. На помощь стриптизершам пришел Норвежский совет за равенство полов.
"Я полагаю, стриптиз однозначно является искусством, - заявила Джулианна Скартланд, которая выступала на слушаниях в качестве эксперта. - Мы, стриптизеры, много работаем, у многих есть большой опыт работы танцорами и успешный опыт участия в пробах для устройства на работу".
С тех пор как в мае прошлого года окружной суд принял решение в пользу стрип-клуба, это дело кочевало из одного суда в другой. На этой неделе норвежские власти подали апелляцию в Апелляционный суд и снова проиграли.
"Стриптиз, в том виде, в каком он практикуется в данном случае, это форма танца, совмещенная с актерской игрой", - заявили судьи. И поэтому он сравним с другими сценическими действами, освобождаемыми от налога на добавленную стоимость. Правительство обдумывает возможность передачи дела в Верховный суд.
Неясно, проводили ли трое судей, рассматривавших дело, "полевые испытания" до вынесения вердикта, но они четко разграничили "банальный и вульгарный" стриптиз - в котором присутствует физический контакт между танцорами и зрителями - и художественный стриптиз. "Вряд ли можно сомневаться в том, что стриптиз - это представление, - говорится в постановлении Апелляционного суда. - Большинство людей охарактеризовали бы стриптиз как художественную деятельность".
Вопрос художественной ценности такого рода развлечений бурно обсуждается с конца XIX века. Первой профессиональной стриптизершей была парижанка Иветта, которая в 1894 году на сцене мюзик-холла разыгрывала сценку, в которой раздевалась, якобы готовясь ко сну. Художественное содержание заключалось скорее в акте раздевания, а не в наготе, которая чаще всего демонстрировалась мельком и была неполной. Американские комедийные театры позаимствовали стриптиз-номера у французов. Самым смелым представлением был "танец семи покрывал" Саломеи, сопровождавшийся показом головы Иоанна-Крестителя из папье-маше - словно для того, чтобы подорвать почтенные корни стриптиза.
Между стрип-клубами и законом всегда были трения, и стриптизеры искали пути обхитрить полицейских. Ословское постановление предвещает ренессанс стриптиза долгой и темной норвежской зимой. "Для всех, кто работает в стриптизе, это будет значить очень много в экономическом отношении, - заявила Скартланд. - Ходить на стрип-шоу будет дешевле, и зрители польются рекой".