Амбициозные планы создания в России государственного энергетического гиганта в стиле Саудовской Аравии на основе лучших активов разрушенного нефтяного гиганта ЮКОС натолкнулись на трудности в связи с пререканиями между двумя подконтрольными государству фирмами и угрозой американских исков.
Напряженность стала заметна, когда чиновник, связанный с нефтяной фирмой "Роснефть", которая купила в декабре главное производственное подразделение ЮКОСа, заявил, что компания должна остаться самостоятельной единицей и не сливаться с газовым гигантом "Газпром".
Исход этого предприятия важен, потому что слияние "Роснефти", на 100% принадлежащей государству, с частично государственным "Газпромом" - это ключевой шаг в стратегии правительства по увеличению своей доли в крупнейшей в мире газовой компании до 51% акций.
Концентрация нефтяных и газовых ресурсов в одной госкомпании приведет к появлению крупнейшего в мире энергетического концерна, который превзойдет Aramco из Саудовской Аравии, что является давней целью воинственного клана выходцев из КГБ, которые окружают президента Владимира Путина.
Аналитики указывают, что перед Путиным возникла дилемма, так как эта единая компания может стать объектом исков после того, как ЮКОС сумел добиться защиты от банкротства в американском суде, что делает любого покупателя его имущества уязвимым для судебных тяжб.
"Правительство может решить не отказываться от реализации "плана "А", то есть продолжить слияние двух энергетических компаний и получить контрольный пакет акций, - говорит главный стратег Альфа-банка в Москве Крис Уифер. - Но также возможно, что правительство, опасаясь правовых действий, решило придержать слияние двух групп до тех пор, пока ЮКОС и "Менатеп" не исчезнут из-за неэффективности".
"Газпром" настаивает на том, что процесс слияния с "Роснефтью" продолжается по плану. По словам представителя "Газпрома" Сергея Куприянова, в "Газпроме" все готово к слиянию с "Роснефтью", и компания лишь ожидает решения правительства.
Однако "Роснефть", относительно защищенная от судебных тяжб, будучи государственной фирмой, не собирается сдаваться.