Нанук (так белого медведя называют в Гренландии) находится в опасности. К потеплению климата, приведшему к таянию его традиционных угодий, для самого крупного в мире хищника добавилась новая угроза: туристы - любители охотничьих трофеев. Гренландское правительство собирается к 2006 году разрешить охоту на белого медведя - символ Арктики.
Таким образом Нуук, столица этой заморской территории Дании, рассчитывает привлечь "людей, охотящихся за крупными трофеями и имеющих опыт охоты на слонов", сказал датскому информационному агентству Ritzau Мадс Скифте, консультант управления по туризму Гренландии. В сопровождении местных трапперов, обученных ремеслу проводников, эти богатые туристы будут выезжать на сафари, и им будет разрешено вывозить тушу убитого животного в качестве трофея.
Черные годы. Гренландский министр рыболовства и охоты Расмус Фредериксен надеется с помощью такого шага вывести из нынешнего плачевного экономического состояния северо-западную часть острова, сильно пострадавшего из-за потепления климата. Таяние берегового льда и уменьшение поголовья медведей стали новым несчастьем для эскимосских охотников.
На Канаду приходится 60% мирового поголовья белых медведей (всего в мире, по данным Фонда живой природы, их насчитывается 21,5-25 тыс. особей). Это единственная страна, где вот уже 20 лет разрешена спортивная охота на это крупное млекопитающее. Местные охотники выделяют на сафари незначительную часть квоты на отстрел белых медведей, которая устанавливается ежегодно в зависимости от провинции.
Это намного выгоднее традиционной охоты. "В Канаде один турист готов выложить более 100 тысяч датских крон (13500 евро) за трофей. В Гренландии это может стоить еще дороже, так как используются не снегоходы, а сани, - говорит Оле Хейнрик, чиновник министерства рыболовства и охоты. - Большинство трапперов охотится на медведя ради средств к существованию".
Традиционная охота является необходимостью для людей, живущих на Северном полюсе, она также составляет часть эскимосской культуры. "За хорошую шкуру охотник может получить около 10 тысяч крон (1350 евро)", - отмечает Оле Хейнрик. В Гренландии "охота находится под контролем, но квот еще нет. В этом году они будут введены. Лишь профессиональным эскимосским трапперам будет разрешено охотиться на белых медведей, причем не трогая самок с детенышами", - поясняет он.
Строгие квоты. В настоящее время в Гренландии насчитывается четыре популяции белых медведей. По словам Эрик Борна, ученого из Гренландского института природных ресурсов и члена экспертной группы по медведям Всемирного союза по проблемам природы, уже достаточно точно подсчитано поголовье трех популяций северо-западной части острова и северо-востока Канады. В бассейне Кейна проживает около 170 медведей, 2100 - в районе моря Баффина, от 1400 до 1600 - в проливе Дэйвиса; 2000 белых медведей живут на востоке Гренландии.
"Если охотники не свирепствуют", - уточняет Эрик Борн. По его информации, в прошлом году гренландские трапперы убили около 270 медведей, из них около 140 - в море Баффина. "В этом районе убили слишком много медведей. Я согласен на охотничьи сафари - они будут намного выгоднее для местных охотников - при условии, что будут установлены очень строгие квоты, как в Канаде", - заявляет он.
Конвенции о международной торговле редкими видами диких животных (CITES) нечего возразить Гренландии. "Каждая страна обращается с многообразием животного мира так, как она хочет, при условии, что торговля ведется в соответствии с правилами и нормами CITES", - говорит Том де Меленауэр, научный эксперт этой организации.
В свою очередь, "Гринпис" встревожен. "С открытием охоты для туристов возрастает опасность для белого медведя, которому и без того грозит климатическое потепление. Это очень плохая идея", - говорит Мадс Кристенсен, руководитель датского филиала организации. Поскольку точных данных о численности белых медведей в Гренландии нет, очень трудно установить такие охотничьи квоты, которые не угрожали бы существованию вида, отмечает он.