В интервью газете Le Temps французский философ Андре Глюксманн высказал свое мнение по поводу страстей, разгоревшихся вокруг публикации в датской газете карикатур на пророка Мухаммеда.
- Что вы можете сказать по поводу этой полемики?
- Что это шантаж свободы. Прискорбно то, что на это с самого начала не последовало ответа всех европейских институтов. Это положило бы конец любым попыткам расколоть наши страны, апеллировать к правительствам с требованиями приструнить прессу и пр. Точно так же, как в случае с захватом заложников, Европе следовало бы ответить единым голосом.
Тем не менее, когда были захвачены французские заложники, наше министерство иностранных дел пояснило, что захватчики ошиблись, не приняв во внимание французскую политику в Ираке. Это недвусмысленно означает, что им следовало бы захватить в заложники других европейцев - граждан тех стран, которые проводят иную, чем Франция, политику в Ираке. Это форменный скандал!
Захват заложников - это преступление, а свобода прессы - это абсолютная ценность для демократической страны. В этой истории правительства делали уклончивые заявления, которые свидетельствуют о безвольной, трусливой политике. И я приветствую те газеты, которые во всех странах Европы опубликовали эти карикатуры после скандала. Ибо в этом есть начало солидарности. Я предпочел бы, чтобы их опубликовали все газеты - во имя честности и в защиту свободу печати. Тогда не пришлось бы думать, кого в мусульманских странах "следовало захватить в заложники" - французов, датчан или норвежцев. Именно это отсутствие единодушного ответа пугает в данном случае больше всего. То, что происходят вспышки фанатизма, не охватывающие всех мусульман, - это не новость: с этим мы уже сталкивались в истории с делом Рушди. Но то, что не последовало общеевропейского ответа, - это позор. И тот факт, что его не было и в деле Рушди, - не оправдание. Наоборот, за это время следовало бы научиться сопротивляться шантажу.
- Есть еще и такой вопрос: "Над всем ли можно смеяться?"
- В каждой стране существуют законы, и если какая-то статья вам не нравится, вы всегда можете обратиться в суд и апеллировать к законам страны. И точка. В демократической стране не может быть предварительной цензуры, ни со стороны правительства, ни со стороны групп давления - политических, религиозных или экономических. При этом каждый имеет право пожаловаться в суд на статью или иллюстрацию, если они представляются ему противоречащими законам страны. Пока что мы не живем при шариатском режиме. Следовательно, мы не обязаны уважать шариат.
- Значит, свобода слова не обсуждается...
- Это фундамент западной цивилизации! Право на свободу слова не подлежит обсуждению. Если бы все европейские страны заявили об этом праве, фанатики с самого начала знали бы, что перед ними - стена. И это самый лучший способ сопротивляться шантажу.
- Некоторые говорят, что исламу следует пережить свое "революционное Просвещение" и отказаться от намерения навязывать некоторые вещи, написанные в его священном писании...
- Неправильно уже то, что говорят об "исламе". Карикатуры, если говорить об этом случае, содержат нападки на исламский терроризм. Особенно главная из них: та, на которой изображен господин с бомбой в тюрбане. Пусть этот господин будет Мухаммедом, если кому-то так нравится. Но это карикатура на исламский терроризм. И скандалом является не карикатура, а исламский терроризм.
- Были ли вы удивлены размахом и яростью реакции в мусульманских странах?
- Слушайте, ничего нового здесь нет: уже было дело Рушди. А в Алжире на Рождество то ли в 1997-м, то ли в 1998 году Вооруженная исламская группа распяла двух малолетних детей, развесив их кишки, как гирлянды, на рождественскую елку...
- Как вы оцениваете реакцию мусульман Франции?
- "Мусульмане" - такого понятия не существует. Нет "Организации мусульман". Когда вы опрашиваете во Франции население магрибского происхождения, выясняется, что оно на 90% мусульманское, но 75% не считают себя практикующими верующими. Следовательно, в любом случае религиозные деятели не могут выступать от лица мусульман или тех, кто называет себя мусульманами во Франции.