Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 февраля 2008 г.

Нил Бакли | Financial Times

Он несгибаем перед лицом "абсурдных", по его выражению, обвинений

Исхудалый, с желтушным оттенком кожи, поседевший и слегка полысевший с тех пор, как три года назад его видели в Москве на оглашении приговора, в эту среду Михаил Ходорковский с непокорным видом стоял в зале суда в Сибири, несмотря на то, что девятый день держит голодовку.

Из центра предварительного заключения в Чите - городе в 6500 км к востоку от Москвы - Ходорковского привезли в здание суда неподалеку на слушания, где разбираются обвинения в хищении, которые были предъявлены ему в прошлом году.

Во время длительного перерыва Ходорковский ответил на вопросы Financial Times и горстки людей, которые пришли его поддержать, он разговаривал из-за покрашенных в бежевый цвет прутьев клетки, где в российских судах держат ответчиков по уголовным делам.

Порой, когда голос у него слабел, он был вынужден отхлебывать воду из бутылки. Ходорковский говорил о том, что беспокоится за себя, свою семью и за Россию.

Когда его спросили о состоянии здоровья после нескольких дней "сухой" голодовки, после которых он решил согласиться пить воду, он дважды заверил, что чувствует себя "normalno". Сказать так по-русски - это все равно, что, пожав плечами, отозваться: "Все о'кей".

По словам Ходорковского, он собирается продолжать голодовку до выполнения выдвинутых им требований - а именно, перевода Василия Алексаняна (одного из его бывших топ-менеджеров энергетического концерна ЮКОС, которого сейчас судят по делу о хищении, не связанному с делом Ходорковского) из московской тюрьмы в гражданскую клинику.

"Город ссыльных" посреди оледеневшего ландшафта

Как пишет Кэтрин Белтон, Чита известна как "город ссыльных" с тех самых пор, как первые в России политзаключенные - декабристы - были отправлены туда после восстания в 1825 году против царя Николая I.

Заключенные были заняты на каторжных работах в учреждениях, которые были аналогом советских "исправительно-трудовых лагерей" или ГУЛАГов. Они строили обычные и железные дороги и в большинстве своем доживали в ссылке до конца своих дней.

Регион представляет собой обширный пустой субарктический ландшафт - степь да деревья - на границе с Китаем и Монголией. Известен в основном как место обитания многочисленных медведей.

После краха коммунистического режима печально известная система лагерей, когда-то покрывавшая Сибирь, была упразднена. Постройки забросили, и они приходят в ветхость.

Сегодня российских заключенных не заставляют работать на стройках в мороз, но условия содержания в тюрьмах этой страны являются вопиющими из-за тесноты и широкого распространения заболеваний.

У Алексаняна нашли СПИД и рак лимфатических желез, он почти ослеп; есть также подозрения, что он болен туберкулезом. Он обвиняет следователей в попытках взамен на лечение принудить его к даче ложных показаний против Ходорковского.

'А был ли какой-то другой выход? - сказал Ходорковский в среду о своем решении на прошлой неделе отказаться от приема пищи, чтобы поддержать Алексаняна. - Со здоровьем у меня все нормально, я полностью готов к длительной бюрократической процедуре, пока они обследуют здоровье Алексаняна".

Поначалу Ходорковский держал "сухую" голодовку, но в выходные решил начать принимать воду после того, как Алексанян заявил, что его теперь содержат в лучших условиях.

Один из московских судов в среду приостановил судебное разбирательство по делу Алексаняна, но постановил, что из тюрьмы его не выпустят. По решению суда, Алексаняну следует проходить курс лечения в тюремной больнице, но его адвокаты утверждают, что в тюрьме невозможно обеспечить адекватные условия для лечения, в котором он нуждается. Даже начальник тюрьмы написал в суд, что Алексаняна следует перевести в другое место для специализированного лечения.

Бывший бизнесмен-олигарх в читинском суде выглядел в целом расслабленно. Ходорковский сказал, что предъявленные ему обвинения в хищении 28 млрд долларов столь абсурдны, что эффективную линию защиты выстроить трудно.

'Меня обвиняют в краже всей нефти, добытой ЮКОСом за шесть лет. Интересно будет посмотреть, как они собираются это доказать", - заявил он.

Он признался, что после прибытия в краснокаменскую колонию после вынесения приговора возбуждал любопытство. Но он сказал, что заключенные и местные жители обходились с ним лучше, чем москвичи.

"Здесь слово "совесть" еще не исчезло", - сказал он. "Конечно, в определенной мере я - существо из другого мира, инопланетянин, - сказал он. - (Я сказал им) "Значит, у вас тут раньше не было политзаключенных? Что ж, теперь один у вас есть. Они и раньше были. Привыкайте к этой ситуации"".

В Краснокаменске Ходорковский предлагал свои услуги в качестве преподавателя математики для заключенных, но получил отказ; в итоге вместе с товарищами по заключению он шил рубашки и рукавицы.

Его появление и впрямь заставило других заключенных глубже осознать их права.

"Не думаю, что ответственность за это лежит на мне. Но люди поняли, что могут защищать свои права юридически-правовыми средствами. Раньше, если возникала проблема, происходили протесты и так далее. Но когда я попал в колонию, стали постоянно приезжать комиссии, наведываться прокурор. Когда прокурор пришел первый раз, с ним захотел увидеться один человек - и то только для того, чтобы поговорить о своём деле, а не о заключении. Все посчитали его сумасшедшим. Когда прокурор приехал второй раз, его ожидала очередь из 40 человек. Настолько изменилась жизнь".

После того как его перевели в Читу - город на Транссибирской железнодорожной магистрали, застроенный в суровом советском стиле, где на этой неделе утренние температуры держатся близ отметки минус 28 градусов, Ходорковский читает по 200 страниц документов в день, чтобы подготовиться к судебному процессу по новому делу.

Бывший магнат отказался прокомментировать предположения, что он перешел в православие русского толка: "Это сложный вопрос. Я много думал об этом. И пусть это останется при мне".

Ходорковский сказал, что больше всего беспокоится о своих родителях: "Важно, как чувствуют себя мои родители, остальное неважно".

Бывший глава нефтяной группы, подвергшейся атаке, утверждает, что Дмитрий Медведев, который в результате мартовских президентских выборов наверняка станет преемником Владимира Путина на президентском посту, столкнется с колоссальными трудностями при восстановлении в России принципа верховенства закона. Но Ходорковский сказал, что, несмотря на эрозию демократии, в широком смысле оценивает будущее страны с оптимизмом.

"Тут дело в моей натуре. Я не могу привести много аргументов за или против этого, но в целом я настроен оптимистично".

Ходорковский сказал, что успех авторитарного капитализма в Китае для России не является моделью для подражания: "Если здесь, в Чите, спросить людей, вы ощущаете себя в большей степени китайцами или европейцами, здесь, я думаю, позиция людей достаточно недвусмысленна. Мы европейская страна. Именно так мы развивались. И путь вперед для нас - это европейский путь".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru