Неужели только ради того, чтобы сквитаться с Западом после свержения никчемного Каддафи, Россия действительно хочет стать глобальной защитницей тиранов? - вопрошают западные СМИ, комментируя вето в Совбезе ООН и предстоящую встречу российской делегации с Башаром Асадом. Лавров должен разъяснить Дамаску: "Асаду пора уйти", иначе Россия окажется в изоляции.
Вето России и Китая, наложенное на резолюцию Совбеза ООН, дает режиму Асада "зеленую улицу" для еще более ожесточенных атак на сирийский народ, утверждает The Guardian. "Голосование в Нью-Йорке вылилось в минометные залпы по Хомсу. Ответственность за возобновившееся кровопролитие, таким образом, лежит на Владимире Путине и Ху Цзиньтао, наряду с самим президентом Асадом", - говорится в редакционной статье.
Те, кто надеялся на отставку Асада, теперь сделают ставку на вооруженных повстанцев. "Иран, для которого очень важно сохранить режим в Дамаске, активнее включится в происходящее", - прогнозирует газета. Есть также риск новой холодной войны для Запада и России. Россия может стать заложницей своего альянса с Сирией.
Сегодня у Лаврова и Фрадкова, вылетевших в Дамаск с визитом, есть "шанс доказать, что сирийский хвост не виляет российской собакой", по выражению газеты. Пусть Россия четко разъяснит, что отказывается защищать режим Асада от его собственного народа. Россия должна предложить некую убедительную альтернативу плану ЛАГ, заключает издание.
Руки Москвы и Пекина обагрены кровью храброго сирийского народа - так комментирует The New York Times вето России и Китая в Совбезе ООН. По данным газеты, с пятницы в Сирии убиты около 240 человек, это один из самых кровавых эпизодов за 11 месяцев восстания.
Аргументы Москвы и Пекина, что резолюция повлечет за собой эскалацию конфликта, газета называет абсурдными. "Истинное объяснение в том, что эти два авторитарных правительства боятся любых народных движений и после свержения Каддафи в Ливии твердо намерены не позволить Западу одержать еще одну победу в их понимании".
В этой ситуации США правильно делают, что ищут другие способы надавить на Сирию, говорится в статье. Западу следует поднимать шум вокруг каждой партии российского оружия, поступающей в Сирию, считает газета. Лавров должен разъяснить Дамаску: "Асаду пора уйти", иначе Россия окажется в изоляции.
В понедельник глава МИД РФ Лавров, против своего обыкновения, оправдывался за вето в СБ, пишет The Christian Science Monitor: он сказал, что Россия была готова к компромиссу в Совбезе ООН, но предложенные ею поправки были отклонены, а резолюция принята на рассмотрение "поспешно", дабы спровоцировать Россию наложить вето и свалить на Москву вину за насилие в Сирии.
Несколько проправительственных российских экспертов уверяют, что Россию делают "козлом отпущения". Андрей Климов, зампред комитета Госдумы по международным делам, говорит: отказ Запада включить в резолюцию положение, исключающее любые действия на основе 42-й статьи Устава ООН (статьи, санкционирующей применение силы), доказывает, что Запад замыслил недоброе. "Мы сочли и считаем это принципиальным моментом", - заметил Климов и напомнил, что российско-сирийские соглашения предполагают взаимопомощь в трудных ситуациях.
Обозреватель "Коммерсанта" Сергей Строкань указал, что "любой признак прогресса позволит Москве утверждать, что она собственными методами изменяет ситуацию к лучшему", и посоветовал не ждать от Москвы компромиссов накануне выборов: Путин хочет продемонстрировать электорату, что не поддается на махинации США.
США, страны Европы и Азии единодушно выразили свое непонимание такого шага России и Китая, как блокирование резолюции по Сирии, пишет в редакционной статье французская Le Monde, ведь речь шла о символическом тексте по ситуации в Сирии, к тому же Совбез учел российские и китайские возражения и в проекте документа не было ни слова ни о необходимости смены режима в Дамаске, ни о запрете на продажу оружия Сирии.
"Россия, давний союзник семьи Асадов, имеет обширные интересы в Сирии. Это крупный рынок продажи ее оружия; в Тартусе находится ее средиземноморская база. Китай следует по стопам России, будучи, как и Москва, против всего, что хоть отдаленно напоминает вмешательство во внутренние дела страны, - отмечает издание. - Но за этой общей позицией скрывается и другая, совершенно элементарная истина: китайский и российский режимы не поддерживают идею восстания народа против правителей. Несложно представить причины такого отношения, которое мешает им быть ответственными державами", - резюмирует Le Monde.
Если кто-то громко кричит: "Помогите!", увидев, как сосед бьет жену и детей, что это за человек? Отзывчивый человек, заботящийся о других людях? Нет. Этот человек вмешивается во внутренние дела другой семьи, а так делать нельзя. Звучит как аргументация душевнобольного? Отнюдь нет. Такова официальная политика России и Китая, продемонстрированная только в Совбезе ООН по Сирии, пишет Герд Аппенцеллер в комментарии для Tagesspiegel, озаглавленном "Россия и Китай: школа диктаторов".
"Напрашивается вывод, что учителя в школе диктаторов ничего не боятся так сильно, как падения других диктаторских режимов. Поэтому арабские революции и другие спонтанные проявления народного суверенитета никогда не могут быть в интересах Москвы или Пекина. Если к этому, как в случае с Сирией, примешивается страх потерять единственный средиземноморский порт и выгодный рынок сбыта военной продукции, то есть когда идеологические, политические и материальные соображения совпадают, приходится выносить вето", - заключает автор.
Назначенная на сегодня встреча российских чиновников с сирийским лидером Башаром Асадом "является попыткой перехватить у западных держав - в частности, у Соединенных Штатов - инициативу по Сирии и предотвратить международное вмешательство", - пишет The Washington Post. Перед вылетом в Дамаск Сергей Лавров обменялся колкостями с Хиллари Клинтон относительно жесткой резолюции ООН по Сирии, предложенной ЛАГ и отвергнутой Россией и Китаем.
Сирия является важным покупателем российских вооружений и на ее территории находится база снабжения ВМС, однако аналитики сходятся во мнении, что беспокойство Москвы по поводу народных волнений является главной движущей силой российской политики, говорится в статье. Но несколько экспертов утверждают, что проблема в другом: мол, давняя антипатия России в отношении Саудовской Аравии выходит на первый план, и Москва полагает, что саудовцы пытаются поддержать своих суннитских союзников в Сирии.
"Российский истеблишмент и общественное мнение не купится на картину мирного продемократического движения, подавляемого диктатурой, - написал для сайта Russia Today ведущий эксперт по внешней политике Федор Лукьянов. - Хорошо подготовленные и вооруженные группы мятежников имеют поддержку извне, преимущественно от Саудовской Аравии и Катара". Россия, по его словам, понимает, что Асад, представитель алавитского меньшинства, не сможет править вечно, но он хочет осуществить свой уход таким способом, который бы позволил как можно дольше сохранить статус-кво, а не обеспечил бы победу саудовцам.
Также по теме:
К сирийскому народу (The New York Times)
Россия перекладывает вину на Запад (El Pais)
Контрапункт: Дамаск, Москва и Ганновер (Tagesspiegel)
Россия и Китай бросают Западу вызов в сирийском вопросе. Каковы последствия для Ирана? (Time)