Эпохальный проект "Газпрома" по прокладке газопровода, предназначенного для доставки жизненно важного природного газа из Сибири в Западную Европу и в конечном итоге в Великобританию, страдает от резкого роста расходов по сравнению с первоначальной сметой, а также от задержек с окончанием работ.
Ожидалось, что прокачка газа по газопроводу Nord Stream начнется к 2010 году, но завершение работ и испытания газопровода длиной в 1200 км (его длина, в сущности, равна протяженности всего Балтийского моря, по дну которого он пройдет) отложены на 2011 год; между тем себестоимость проекта стремительно растет.
Герхард Шредер - экс-канцлер Германии, ныне возглавляющий совет акционеров Nord Stream, - сказал, что смета, составляющая 5 млрд евро, может быть превышена еще на несколько миллиардов. "Речь идет о вложении 8 млрд евро", - сказал Шредер в декабре.
В дополнительной газораспределительной инфраструктуре Европа нуждается безотлагательно: по прогнозам, к 2015 году спрос вырастет на треть, а доля импортного газа должна увеличиться с 57 до 75%, поскольку запасы в Северном море иссякают. "Газпром" пытается опровергнуть упреки в том, что он пренебрегает освоением новых месторождений для удовлетворения растущего спроса на газ в России и для нужд экспорта.
На прошлой неделе "Газпром" объявил, что в нынешнем году его капиталовложения составят без малого 29 млрд долларов; тем самым он увеличит свою программу финансирования на 40%, дабы ускорить освоение новых газовых месторождений и прокладку газопроводов.
Однако "Газпром" недавно сообщил японской стороне, что не сможет выполнить контрактные обязательства в части начала поставок сжиженного природного газа по проекту "Сахалин-2" к концу текущего года. Sakhalin Energy, согласившаяся начать поставки в третьем квартале 2008 года, сообщила, что завершит работы не ранее чем на исходе текущего года, так что газ следует ожидать в первом квартале 2009. Ведущую роль в проекте "Сахалин-2" играла Shell, пока "Газпром" в прошлом году не приобрел контрольный пакет англо-голландской компании после длительной борьбы, призванной доказать, что она управляет проектом неправильно.
Как ожидается, представители Nord Stream вскоре обнародуют детальные сведения о расходах на прокладку газопровода. К прокладке труб на дне моря предполагалось приступить этим летом, но в ноябре прошлого года в Nord Stream заявили, что работы затягиваются на год и поставки газа начнутся только весной 2011 года.
Осуществлению проекта препятствуют трудные переговоры с государствами прибалтийского региона, которые должны дать разрешения на прокладку газопровода. В сентябре Эстония не дала добро на проведение подводных работ, вынудив Nord Stream отказаться от прокладки газопровода по так называемому южному маршруту.
Газопровод соединит российский Выборг с немецким Грайфсвальдом. Его идея в том, чтобы уменьшить зависимость от ряда государств, в частности от Украины и Белоруссии, с которыми "Газпром" конфликтует из-за контрактов на поставки газа и контроля над инфраструктурой. По газопроводу будут транспортироваться 27,5 млрд кубометров в год. Вторая нитка, ввод которой в строй первоначально намечался на 2012 год, удвоит пропускную способность газопровода, которая будет составлять около 10% от общего объема газа, потребляемого Евросоюзом на данный момент. Германия имеет крупную долю в Nord Stream: компаниям E.ON и BASF принадлежат по 24,5% акций. 51% акций сохраняет за собой "Газпром". Большая часть газа будет поступать с колоссального Южно-Русского месторождения в Западной Сибири, 25% акций которого приобрела компания Wintershall (филиал BASF) взамен на увеличенную долю в немецком операторе газопроводов Wingas.
Другой российский проект, имеющий огромную важность для экспорта, - нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" - тоже оказался под угрозой ввиду сильно затянувшихся работ и превышения сметы. Российский монополист в области эксплуатации нефтепроводов "Транснефть" на прошлой неделе сообщил, что ввод в строй первой очереди нефтепровода - отрезка длиной в 2700 км - откладывается на девять месяцев. Этот отрезок свяжет нефтераспределительный центр в восточносибирском Тайшете с узловой железнодорожной станцией Сковородино на китайской границе. Конечный пункт второй очереди нефтепровода - порт на Тихом океане близ Владивостока.
"Транснефть" планировала дотянуть нефтепровод до китайской границы в 2008 году, но подрядчиков обвиняют в использовании неподходящего оборудования в суровых природно-климатических условиях. Себестоимость проекта резко возросла: с 6 млрд долларов, предусмотренных первоначальной сметой, до 12 млрд.