Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 июля 2005 г.

Дэвид Фрэнсис | The Christian Science Monitor

Чтобы разгадать российскую загадку, следите за нефтью

В 1991 году, после крушения коммунизма в СССР, России велели идти в рыночную экономику.

Многие экономисты, Всемирный банк, Международный валютный фонд, США и другие рекомендовали России "шоковый" подход: приватизацию государственных предприятий - основной части промышленности - одним махом.

Россия последовала совету. Это стало катастрофой.

Валовой внутренний продукт - объем производства товаров и услуг - между 1991-м и 1998 годами упал на 40%. Бедность выросла, охватив почти треть населения, в то время как горстка людей, имевших политические связи, расхватывала ключевые предприятия по сниженным ценам. Они стали теми самыми "олигархами", которых ненавидит большинство россиян.

Разрыв между возвышением немногих и погружением большинства в бедность создает контекст для обвинительного приговора, вынесенного Михаилу Ходорковскому. В прошлом году он был одним из самых заметных российских олигархов и одним из самых богатых людей мира. Теперь Ходорковский сидит в тюрьме, и в июне был приговорен к девяти годам за хищения, мошенничество и неуплату налогов. На Западе многие считают приговор отступлением от экономической реформы. Но в России приговор и конфискацию его активов воспринимают как торжество справедливости после периода капитализма и коррупции.

Однако экономический прогресс России не зависит от неоднозначной фигуры Ходорковского. Он зиждется на том, что добывала его компания ЮКОС, - на нефти. После финансового кризиса и девальвации рубля 1998 года Россия начала восстанавливаться, в немалой степени благодаря росту цен на нефть. К прошлому году ее ВВП увеличился на 88% по сравнению с 1991 годом. Жизнь среднего россиянина немного улучшилась еще и потому, что делить экономический пирог надо на меньшее количество людей: по оценкам, россиян стало примерно на 5 млн меньше, чем в 1991 году. Жизнь россиян существенно улучшилась. В отличие от советских времен, прилавки московских магазинов ломятся от товаров. Бутиков не счесть.

Российская экономика зависима от нефти. На ее долю приходится примерно 20% ВВП, а может быть, и все 40%, если учесть ее влияние на экономику через заказы на механизмы, трубы, сталь и другую продукцию, полагает Маршалл Гольдман, эксперт по России и автор книги "Пиратизация России. Неудача российской реформы".

Нефтегазовые доходы дали России возможность увеличить пенсии по старости, досрочно выплатить 17 млрд долларов советского долга зарубежным странам и организациям и создать правительственный "стабилизационный фонд".

Зависимость от нефти является одной из причин того, что президент Владимир Путин предпринимает шаги по восстановлению государственного контроля над национальными ресурсами, включая нефть и газ. По данным опросов общественного мнения, только 18% россиян выступают против ренационализации.

Такие меры имеют решающее значение для будущего экономики. Гольдман считает действия Путина в нефтегазовой отрасли признаком того, что государство вновь начнет играть сильную, если не основную роль в энергетической политике и экономическом планировании.

Такой политический курс можно понять, учитывая общие результаты приватизации 1990-х годов, но, по данным нового исследования, он таит в себе серьезный риск.

Приватизация "едва ли значительно увеличила эффективность" отечественных российских компаний в прошедшем десятилетии, утверждают в новой работе три экономиста из Университета Мичигана. Эти компании так и не поднялись до уровня мировых стандартов и значительно отстают от них.

"Это говорит о неэффективности приватизации, - утверждает одна из авторов Кэтрин Террил. - Это печально".

Однако компании, в деятельности которых участвуют иностранные инвесторы, увеличивали объемы производства быстрее, чем те, которыми владели и руководили исключительно россияне, говорится в работе профессоров.

Российское экономическое руководство оказывается в неприятном положении. Националистические и политические настроения требуют контроля над ключевыми элементами экономики. Однако менеджеры отечественных компаний медленнее овладевают навыками и технологиями, позволяющими не отстать в экономической гонке.

Путин поставил задачу удвоить российский ВВП за 10 лет. Это требует ежегодного роста в 7% с учетом инфляции. Если задача будет выполнена, уровень жизни в России станет таким же, как в Португалии, одной из самых бедных стран Западной Европы.

Но реальный рост ВВП, превышавший 7% в последние два года, в первом квартале нынешнего года упал до 5,2%. Министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе предупредил, что для удвоения экономики нужны экономические реформы.

Прогресс может оказаться трудным. Дело ЮКОСа и Ходорковского испортило репутацию России, как подходящего места для инвестиций, несмотря на попытки Путина успокоить лидеров американского и немецкого бизнеса. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, за четыре года общий приток инвестиций в страну составил лишь 16 млрд долларов.

Еще неприятнее то, что падает производство нефти. После 13-процентного роста в 2003 году, в прошлом году рост, похоже, замедлился вдвое и пока продолжает замедляться, несмотря на то, что цены достигли примерно 60 долларов за баррель.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru