Репрессии со стороны КГБ, доведение до нервного срыва, возможно, политическое убийство - белорусский президент Лукашенко готов на все, лишь бы предотвратить в своей стране развитие демократического движения по примеру украинского. Чтобы подавить западное влияние, он взялся за польское меньшинство
В Восточной Польше, на западе Украины и Белоруссии существует старинный обычай: в июне в ночь на Ивана Купалу, самую короткую ночь в году, девушки - или те, которые хотят за них сойти, - плетут венки и надевают их на голову. Затем в сумерки, вставив в венок свечу, они пускают их по Неману. Следом в реку прыгают мужчины, чтобы сберечь венки своих возлюбленных.
В этом году правительство президента Александра Лукашенко запретило праздник, который Союз поляков в Белоруссии (СПБ) восстановил 10 лет назад и с тех пор ежегодно устраивал в Гродно, где проживает большая часть белорусов польского происхождения.
Запрет на смотрины в летнюю ночь - это одна их наиболее безобидных придирок, которыми правительство донимает примерно 400-тысячное польское меньшинство, проживающее на Западе Белоруссии. Меж тем белорусские поляки не просто теряют все больше прав - иногда представители Союза поляков попадают в ситуации, представляющие угрозу для жизни.
20 июня в Ракове, недалеко от Минска, во сне жестоким образом была убита Юзефа Варакса, председатель местного отделения Союза поляков. Милиция представила это дело как разбойное нападение, но члены Союза, которые хотят сохранить анонимность, предполагают, что это было политическое убийство. Анджей Писальник, главный редактор Glos znad Niemna, единственной газеты в Белоруссии, выходящей на польском языке, утверждает, что на убийцу оказала влияние "антипольская травля".
Несколькими днями раньше польская пресса обсуждала судьбу коллеги Вараксы Алины Ярошевич, председателя гродненского отделения Союза. Три недели ее никто не видел. Уже предполагалось самое страшное. Но репортеры Spiegel Online выяснили, что Ярошевич содержится в психиатрической больнице. У нее в результате неожиданных и неоднократных визитов милиционеров, а также ночных допросов, которые проводились сотрудниками службы государственной безопасности, произошел нервный срыв.
Уже три месяца как Лукашенко обратил свое внимание на польское меньшинство на западе страны. В марте в Союзе поляков Белоруссии произошла смена руководства. Бывший председатель Тадеуш Кручковский ушел в отставку вместе со всем правлением, а на его место пришла 31-летняя Анджелика Борыс.
С тех пор Борыс и ее штаб подвергаются преследованиям со стороны госбезопасности, хотя молодая учительница не устает подчеркивать, что ее организация преследует исключительно культурные, а вовсе не политические цели. "Однако ведущие представители Союза живут в постоянном страхе", - сказала Борыс нашему корреспонденту. Они по сей день сопротивляются попыткам сотрудников КГБ - организации-преемницы одноименной советской службы госбезопасности - завербовать их в качестве информаторов.
Зато Кручковский, которому было отказано в доверии, нашел в свое время общий язык с диктатором в Минске. По информации польской газеты Gazeta Wyborcza, он позаботился о том, чтобы Союз не сотрудничал, как в 90-е годы, с белорусской оппозицией. Кроме того, он сделал польскую организацию недееспособной, практически обанкротив ее. "Из-за него наши долги превышают16 тысяч долларов", - говорит Борыс.
Со смещением Кручковского с его поста Лукашенко, который считает себя окруженным молодыми демократиями Латвии, Литвы, Польши и Украины, потерял верного вассала. И деспот пошел в атаку. В мае белорусское министерство юстиции объявило результаты мартовского собрания Союза поляков недействительными. Анджелика Борыс лишилась своей должности, а на ее место снова сел лояльный правительству Кручковский, который, выступая по телевизору, горько жаловался на свою бывшую преемницу.
Несколько дней назад белорусское правительство придумало новое средство угрозы: Лукашенко издал декрет, который легко позволяет органам власти закрыть все 16 отделений СПБ, финансируемых из Польши, и две школы с преподаванием на польском языке.
Репрессивные действия Лукашенко против поляков, критически настроенных по отношению к режиму, поддерживаются пропагандой государственного телевидения. "Уже три недели по телевизору каждый день идут передачи, в которых полякам приписывается абсурдное намерение устроить в Белоруссии революцию", - рассказывает Борыс.
В частности, контролируемое правительством телевидение показало передачу, в которой Марек Бучко, советник польского посольства в Минске, был обвинен в том, что он с помощью Союза поляков Белоруссии собирается превратить страну в "новое Косово". Там же говорилось, что 25-тысячный Союз занимается в Белоруссии "подрывной деятельностью" с целью сменить государственный строй. Выступая перед депутатами варшавского парламента, Борыс сказала: "Польша для Белоруссии - это враг номер 1".
Отношения между Варшавой и Минском обострились после "оранжевой революции" на Украине, так как президент Польши Александр Квасьневский поддержал лидера украинской оппозиции Виктора Ющенко. В Белоруссии Польшу называют рукой США и обвиняют во вмешательстве во внутренние дела Украины.
Теперь Лукашенко собственной персоной напал на польских дипломатов в Минске: они, мол, "хотят нарушить покой белорусов и дестабилизировать государство". Советник посольства Бучко, после того как его необоснованно обвинили в шпионаже, был выслан из страны - в ответ Варшава тоже выслала одного белорусского дипломата. Около месяца назад на саммите Совета Европы в Варшаве выступил польский министр иностранных дел Адам Ротфельд. Кто участвует в преследовании польского меньшинства в Белоруссии, сказал он, больше не сможет въехать ни в Польшу, ни - на этом он настаивал - в какую-то другую страну Евросоюза.