Россия и Китай в прошлом нечасто соглашались друг с другом. Однако сегодня они неожиданно оказались союзниками в глобальной арьергардной битве против самоопределения, которое, как они говорят, является результатом диверсии и пагубного "западного влияния". Ключевая часть их кампании - оглашенный на этой неделе призыв к США и всем их союзникам оставить Среднюю Азию.
Президент России Владимир Путин и его китайский коллега Ху Цзиньтао озвучили свой призыв во время встречи в пыльных степях авторитарной Средней Азии. Они использовали в качестве платформы региональный альянс, созданный для того, чтобы установить жесткий контроль над территорией, которую они считают своим задним двором.
Основным посылом саммита так называемой Шанхайской организации сотрудничества (куда входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан), который проходил в Астане, столице Казахстана, было то, что коалиция сил во главе с США должна представить крайний срок вывода своих баз из региона. У США есть базы в Киргизии и Узбекистане. Франция использует аэропорт в Душанбе в Таджикистане для отдельных военных целей - хотя и неясно, имели ли Россия и Китай также в виду Париж, который некогда был удобным союзником.
Памятуя о том, что Москва и Пекин сохранили некоторое влияние в четырех среднеазиатских странах, представители правительства США не замедлили отреагировать, сказав, что договоры о базах являются темами для двусторонних обсуждений. Другими словами, если Ташкент и Бишкек действительно хотят попросить США оставить их территории, пусть они скажут об этом, когда русский медведь и китайский дракон не будут дышать им в затылок.
Президенту Узбекистана Исламу Каримову, возможно, руки выкручивать не пришлось. Рассерженный критикой Запада в связи с бойней, устроенной в ответ на протесты против режима в мае, деспотичный лидер уже наложил некоторые ограничения а использование авиабазы Карши-Ханабад, которую США используют как заправочную станцию при перелетах в Афганистан.
После разгона демонстраций и обвинений со стороны Запада Каримов сделал то, что делает сейчас любой диктатор, нуждающийся в прикрытии. Он ринулся в Пекин, который немедленно развернул для него красную ковровую дорожку. Президент Ху Цзиньтао произнес несколько общих фраз: "Народ Средней Азии - единственный хозяин своей судьбы".
Активные действия России и Китая с целью указать на дверь США коварному Каримову могли показаться своевременным напоминанием США о том, что у него есть и другие претенденты. Однако маловероятно, что бунтующие в Узбекистане люди примут этих новых друзей своего диктатора, учитывая прошлый опыт.
В Киргизии в этом году в результате продемократических демонстраций был свергнут бывший советский аппаратчик, правивший государством с самого распада Советского Союза, Аслан Акаев. Не вполне понятно, почему новое правительство подписалось под протоколом Шанхайскогй организации сотрудничества, но можно надеяться, что назначенные на воскресенье выборы установят в Бишкеке правительство, которое будет иметь мандат киргизского народа.
Однако волнения в Киргизии и Узбекистане, вспыхнувшие этой весной, показывают, почему Москва и Пекин так активно пытаются внедриться в эту часть мира. Россия все еще ведет себя так, как если бы эти две республики были частью СССР. Что касается жадного до энергетики Китая, он ищет богатых газовых месторождений и стабильных поставок. Чем спокойнее и авторитарнее там будет, тем лучше, лишь бы тюркские племена на китайской стороне границы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе не набрались демократических идей.
Но Россия, чьи первоначальные демократические успехи начинают увядать, и Китай, где надежды, что новое руководство проведет демократическую реформу, явно тают, должны услышать не менее четкий посыл Запада.
На проходящем параллельно с этим саммите на прошлой неделе президент Ху Цзиньтао и Владимир Путин предостерегли США от того, чтобы "насаждать модель социального и политического развития извне". Они не понимают одного: потребность в политической свободе исходит изнутри, и западная демократическая модель более привлекательна для Средней Азии, чем то, что могут предложить они.