Во время протестов на Болотной просвещенная часть российского общества возлагала большие надежды на действующего президента Дмитрия Медведева. "Тогда глава государства обещал, что, пока решать будет он, интернет в России будет свободным, - пишет обозреватель немецкого журнала Der Spiegel Маттиас Шепп. - Сейчас Медведев занимает должность премьер-министра и по-прежнему носит с собой IPad, однако он более ничего не решает". В результате один за другим в силу вступают законы, которые буквально "сажают интернет на цепь", считает журналист: "Путинская контрреволюция побеждает и в онлайн-пространстве".
Так, на прошлой неделе Путин подписал закон, согласно которому за призывы к экстремизму в интернете отныне предусмотрены реальные сроки лишения свободы вплоть до пяти лет. Законопроект существенно осложняет сбор средств на политические и общественные проекты - так называемый краудфандинг - и позволяет властям производить обыски у блоггеров и интернет-провайдеров без соответствующего разрешения суда. Таким образом, "в России в скором времени появится интернет-полиция", комментирует "Независимая газета".
Достаточно будет одного лишь подозрения в "содействии экстремизму", продолжает Шепп, поясняя немецким читателям: "Зачастую экстремистскими в России считаются призывы выйти на антипутинскую демонстрацию или материалы, разоблачающие коррупцию в окружении президента, как это, например, делал блоггер и оппозиционер Алексей Навальный". Журналистка Юлия Латынина говорит: "Либо путинский режим уничтожит российский интернет, либо интернет уничтожит режим Путина".
Вообще говоря, как только Путин пришел к власти в начале 2000-х, он сразу начал расширять влияние государства на телеканалы, которые ранее принадлежали олигархам и лоббировали их интересы, напоминает Маттиас Шепп. Через некоторое время он начал приобщать к идеологии правительства не только бульварную прессу с ее миллионными тиражами, но и более качественные издания, например газету "Известия". Во времена Бориса Ельцина газета считалась бастионом демократии, сейчас же она "скатилась" до пиарщика Кремля. При этом публикации о коррупции таких антиправительственных изданий, как "Новая газета", остаются без последствий, поскольку они имеют слишком малую аудиторию.
"Классические СМИ практически утратили свою просветительскую функцию, - заявляет гендиректор интернет-портала Slon.ru Максим Кашулинский. - В настоящее время только интернет способен "уколоть" власть".