Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 июня 2002 г.

Филип Бауринг | International Herald Tribune

Новая геополитическая роль России Путина

Состоявшийся на этой неделе визит в Россию президента Китая Цзян Цзэминя, которому предшествовали визит президента США Джорджа Буша и саммит в Алма-Ате, показал, до какой степени страх перед мусульманской военщиной сблизил Россию, Запад и Китай. Согласие Москвы и Пекина на военное присутствие США в Средней Азии - это признание в том, что Россия и Китай встревожены не на шутку. Не случайно была создана Шанхайская организация сотрудничества, в которую входят Китай, Россия и страны Средней Азии. Визит Цзэминя тоже свидетельствует о том, что опасения серьезны.

Эта озабоченность уже принесла краткосрочные дивиденды. Западу удалось сократить ядерные вооружения, добиться неохотного согласия России на расширение НАТО и ЕС на восток, расторгнуть Договор по ПРО. Одновременно Запад стал с большей тепимостью относиться к жестоким действиям России в Чечне и среднеазиатскому деспотизму. Позиции США стали в меньшей степени антикитайскими. Но эти отношения нельзя назвать конструктивными, и они уже проходят проверку на прочность в связи с тем, что центр регионального напряжения переместился из Афганистана в Кашмир.

России необходимо заменить эти связи чем-то более конструктивным. В противном случае общественность страны может выразить недовольство в отношении уступок, которые президент Владимир Путин делает Западу. Реакция общественности неблагоприятно повлияет как на процесс внутренних экономических реформ, так и на международные отношения.

Пока успехи Путина внутри страны позволяют ему проводить очень непопулярную внешнюю политику. Путину удается сдерживать чувства унижения по поводу Балтики и Средней Азии и недовольства тем, что США давят на Иран. Ему помогает то, что в стране повышаются стандарты управления, что обузданы порожденные приватизацией бароны-грабители и оживляется экономика. Кроме того, он создал имидж лидера, который может настоять на своем в разговорах с Бушем и Цзэминем.

Короче говоря, общественность пока считает, что он делает все, что можно сделать при неудачном для него раскладе, достойно защищает интересы России. Но пока Путин мало что получил от Запада за те уступки, на которые его вынудили пойти слабые позиции России. Судя по всему, Путин прекрасно понимает, что его политическое будущее полностью зависит того, сможет ли он гарантировать восстановление российской экономики. Пока ему везет. Экономике помогли последствия девальвации 1998 г., рост цен на нефть. Россия восстанавливается после развала промышленности Советского Союза. С 1999 по 2001 гг. средние темпы роста составили 6% в год.

Но сейчас темпы экономического роста снижаются. Чтобы восстановление было стабильным, России нужно резко увеличить объемы инвестиций и торговли. На прошлой неделе Европейский Союз сделал маленький шаг в области развития торговли с Россией. ЕС присвоил стране статус страны с рыночной экономикой, и теперь ему будет сложно применять в отношении Москвы антидемпинговые меры. Однако Вашингтон пока отказывается присоединиться к мнению ЕС . Членство страны во Всемирной торговой организации остается отдаленной перспективой. В частности, вступлению России в ВТО может препятствовать Китай. Пекин опасается, что членство укрепит связи России с Западом и ослабит ее отношения с южным соседом. США очень недовольны сближением России и Китая.

Несмотря на огромный потенциал в таких сферах, как природные ресурсы и потребительские товары, объемы инвестиций восстанавливаются медленно. В настоящий момент промышленность работает практически на полную мощность. По оценкам Мирового банка, даже при низких ценах на нефть реформы могли бы привлечь в экономику такие объемы инвестиций, которые позволили бы ей расти со скоростью 4-6% в год. Если реформы проводиться не будут, то темпы экономического роста составят 1-2% - жалкий уровень для богатой ресурсами и высокообразованной рабочей силой страны с крайне низкими зарплатами.

Чем более стабильными становятся условия в стране, тем больше инвестиций ей удается привлекать. Резко сократились объемы оттока капитала за рубеж. В Россию может вернуться часть из вывезенных в оффшоры 130 млрд. долларов. Однако привлекать инвестиции и создавать сектора промышленности, способные конкурировать за рубежом, мешают бюрократия, борьба за власть в регионах, новые олигархи, отстаивающие собственные корыстные интересы.

Если не удастся модернизировать экономику, отношения с процветающей Европой осложнятся. Низкий уровень развития Дальнего Востока может испортить отношения с Китаем, территориальная экспансия которого традиционно связана с перемещениями рабочей силы. Однако пока Россия стоит на перекрестке и не потеряла шансов на быстрый экономический рост. Она может догнать Европу точно так же, как бедные европейские страны догоняют своих богатых соседей по континенту, чему способствуют торговля и потоки капитала внутри ЕС.

Гордая, изолированная, неспособная определиться с собственным будущим, с завистью наблюдающая за успехами других, Россия - сложный партнер. Наиболее ценный вклад в будущее страны и Европы Запад мог бы сделать, сконцентрировав внимание на экономических вопросах, а не на Исламе и стратегическом маневрировании.



facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru