В тот памятный день 1983 года Андрей Зорин практиковался в английском, слушая запрещенную BBC World Service, когда президент Рональд Рейган сделал заявление о том, что Советский Союз - это "империя зла", которая должна быть побеждена.
Зорин, литературовед с диссидентскими настроениями, был ошеломлен настолько, что рискнул открыто поговорить по телефону с друзьями и рассказать им о сильном заявлении Рейгана. "Я вскочил со стула и начал звонить, - вспоминал он в воскресенье. - Конечно, для нас не было новостью, что Советский Союз - именно такая империя, но сама мысль о том, что кто-то сказал это вслух, с трибуны, была откровением".
Для многих россиян Рейган был и по сей день остается героем, в 1980-е годы бросившим коммунизму вызов, который привел к гибели СССР и вдохновил целое поколение борцов за демократию. "Слова ломают стены", - сказал Зорин.
Но Россия при президенте Владимире Путине вряд ли является свободным обществом, о котором мечтал Рейган. Отношение к демократии в этой стране глубоко противоречиво, и многие тоскуют по утраченному статусу сверхдержавы. Путин - популярный бывший офицер КГБ, перенявший советские символы, которые Рейган стремился дискредитировать. Путин почти полностью изгнал оппозицию с политической арены. Недавние опросы показывают, что не менее 70% россиян сожалеют о гибели СССР, которой так упорно добивался Рейган, и Путин уловил это чувство, когда в этом году назвал распад империи "национальной трагедией огромного масштаба".
Мнения о Рейгане в сегодняшней России не менее противоречивы. Партнер Рейгана по переговорам времен холодной войны Михаил Горбачев в воскресенье назвал его "великим президентом", который "продемонстрировал дальновидность и решительность", начав с Советским Союзом диалог, положивший конец десятилетиям угрозы ядерной войны. Многие тогдашние советские диссиденты, делу которых сочувствовал Рейган, считали его лидером, работавшим на демократию в России.
Но на каждого россиянина, видящего в Рейгане героя, который помог принести в страну свободу, найдется такой, как отставной генерал Валентин Варенников, заявивший в воскресенье в интервью, что покойный американский президент "по всем статьям виновен" в том, что Россия лишилась подобающего ей места на мировой арене.
Варенников, один из участников путча, направленного на свержение Горбачева в августе 1991 года, сегодня являющийся влиятельным лидером лево-националистической партии "Родина", заявил, что считает Рейгана опасным ястребом, толкавшего две страны на грань войны, а Горбачева - предателем, сдавшимся ему.
"Уничтожение Советского Союза было генеральной линией США, - сказал он. - Рейган был всего лишь инструментом разрушения, поскольку являлся лидером, когда оно произошло".
Путин в воскресенье остался в стороне от дебатов и не сделал никакого заявления по поводу смерти Рейгана.
У Сергея Григорьянца в воскресенье было больше причин скорбеть об уходе Рейгана, чем у многих россиян. В 1987 Горбачев освободил советского диссидента из тюрьмы, и он приписывает этот жест личному вмешательству Рейгана. В 1988 году он был участником встречи Рейгана с диссидентами в резиденции американского посла в Москве, и говорит, что этот день стал для него незабываемым из-за страсти Рейгана к демократии.
"Когда президент Рейган находился у власти, США настойчиво добивались развития демократии в России. Его постоянная поддержка демократического движения в России была очень важна", - сказал Григорьянц.
Выступая перед студентами МГУ во время все того же исторического визита 1988 года, Рейган говорил о том, что страна жива "свободой мысли, свободой информации, свободой коммуникаций".
Однако новости, приходящие из России в канун смерти Рейгана, похоже, свидетельствуют о недостижимости цели, поставленной Рейганом. Ведущий тележурналист уволен после жалоб на правительственную цензуру. Доминирующая в парламенте пропутинская партия объявила о создании партийной школы по советскому образцу.
Некоторые эксперты, например советник Рейгана, историк из Гарварда Ричард Пайпс, который недавно опубликовал статью в журнале Foreign Affairs, считают, что россиянам не нужна демократия как политическая система, тогда как другие полагают, что люди разочарованы из-за экономического хаоса 1990-х. В узком и все уменьшающемся кругу либеральных демократов и правозащитников считают, что демократическая Россия, которую представлял себе Рейган, находится под угрозой. Григорьянц винит преемников Рейгана в том, что они "забыли о поддержке наших демократических институтов".
"Советский Союз был абсолютным злом для демократического общества, и подход Рейгана был абсолютно верным", - сказал ветеран правозащитного движения Лев Пономарев. Упомянув высказывание Путина о "трагедии" распада СССР, Пономарев заявил, что российский президент "избрал политику осуждения всего, что было достигнуто в России в 1980-е и 1990-е годы. Он совершил огромную ошибку. Нельзя реформировать и модернизировать Россию, с одной стороны, и осуждать отречение от СССР - с другой".
Эксперт по внешней политике Сергей Караганов сказал, что для многих россиян имя Рейгана неразрывно связано с провозглашением Советского Союза "империей зла", и "его за это не любили".
Караганов добавил: "В то время люди чувствовали себя оскорбленными, они считали, что это несправедливо по отношению к ним. Это была уже не империя, а пустая оболочка, поэтому люди думали, что он неискренен. Тем, кто смотрел с другой стороны, знал о пустоте системы и видел, как лидер могущественной страны называет СССР серьезной угрозой, это казалось глупой шуткой".
Даже Александр Яковлев, который стал одним из самых влиятельных советников Горбачева, первоначально смотрел на Рейгана через такую призму. "Я сердился, когда кто-то говорил о моей стране плохо, хотя и понимал, что во многих случаях это правда", - сказал Яковлев. Позже у высокопоставленного кремлевского чиновника, говорящего по-английски, сложились собственные отношения с американским президентом, "у нас обоих изменилось мнение друг о друге", говорит он.
По словам Яковлева, он в конце концов пришел к выводу, что Рейган является "одним величайших политических лидеров XX века", но он понимает, что такую точку зрения в России разделяют далеко не все. "До сих пор есть люди, которые говорят: "Да, у нас была хорошая империя, а Рейган и Горбачев ее уничтожили". Для того чтобы такие взгляды исчезли, прошло еще слишком мало времени".