Хотя признание виновным и жесткий приговор Михаилу Ходорковскому, российскому магнату, по обвинениям в мошенничестве, растрате и неуплате налогов - это лишь два из многочисленных шагов, предпринятых российским президентом Владимиром Путиным для возвращения России к авторитаризму, они являются наихудшими. В годы путинского наступления на демократию международные СМИ, как и можно было предполагать, сосредоточились на сворачивании свободы прессы - сначала независимого телевидения, теперь газет. Однако в долгосрочной перспективе самый большой ущерб шансам восстановления свободы в России может причинить потеря экономической свободы, как это эффектно продемонстрировало дело Ходорковского.
Мировые СМИ активно освещали положение Ходорковского, прежде всего, из-за его статуса "знаменитости" - в конце концов, он был некогда самым богатым человеком в России. И действительно, Ходорковский так известен, что президент Буш, который обычно выступает апологетом российского режима - брата по крови в борьбе с исламскими радикалами, снова заглянул в глаза Путина и не увидел там добрых намерений в отношении магната: "Здесь (в США) человека считают невиновным, пока не будет доказана его вина (за очевидным исключением "вражеских боевиков", задерживаемых на неопределенный срок без суда и доступа к адвокату), и у нас - по крайней мере, у людей в моей администрации, сложилось такое впечатление, что его признали виновным до проведения справедливого суда".
СМИ также много писали о том, что причиной преследования Ходорковского стало финансирование им действий оппозиции против правительства Путина. Он действительно участвовал в поддержке оппозиции путинскому режиму. Однако его преследование было обусловлено и еще одной причиной. Арест Ходорковского позволил российскому правительству расчленить его нефтяную компанию ЮКОС и ренационализировать ее самые важные части. Безусловно, суд над ним был попыткой запугать других богатых россиян, которые могут представлять собой проблему для режима, и попыткой восстановить государственное господство над компанией в "стратегической" индустрии, являющейся источником доходов в устойчивой валюте.
Помощник президента Путина признал, что этот суд был предупреждением российскому бизнес-сообществу. Правительство начало параллельные судебные процедуры против ЮКОСа, и большая часть его руководителей либо оказались в тюрьме, либо были вынуждены покинуть страну.
Однако Ходорковского и его коллег по бизнесу судят за сделки, инициированные и одобренные самим же правительством во время распродажи государственного имущества в 1990-х, после краха Советского Союза. Неопределенный климат в сфере бизнеса, вызванный полным упадком законности и иллюстрацией к которому служат подобные резкие изменения точки зрения правительства на то, что считать законным поведением в бизнесе, несет разрушительны последствия и для местного российского бизнеса, и для доверия иностранных компаний и частных лиц, которые заинтересованы в инвестициях в Россию.
Ренационализация любой компании или промышленности, особенно в стране с долгой историей коммунизма, рассеивает шоковые волны по международному бизнес-сообществу. Реагируя на преследование Ходорковского, некоторые иностранные инвесторы свернули планы инвестирования в Россию. Еще хуже то, что в прошлом году утечка капитала утроилась и достигла 8 млрд долларов. Российский экономический рост стал более вялым.
Все это не сулит ничего хорошего возможному возрождению свободы в России. Как пишет журналист Newsweek Фарид Захария, ученые заметили позитивную взаимосвязь между стабильной и жизнеспособной либеральной демократией и определенным уровнем экономического развития. Часто страны, успешно трансформирующиеся из автократий в либеральные демократии, например, Чили, Тайвань и Южная Корея, вводили экономические реформы до того, как взяться за поэтапное и мирное проведение реформ политических. И по мере того, как страны богатеют в экономическом отношении, в них развивается более образованный, более космополитский и более политически сильный средний класс, который требует больших личных и политических свобод.
После падения Советского Союза Россия начала политические реформы, однако она проводила их на шаткой экономической почве. Путин постепенно забирает эти политические права, и на его пути не стоит никакого хоть сколько-нибудь крепкого среднего класса.
России, вероятно, потребуется проводить политические реформы заново, когда экономическое процветание получит большее распространение. К сожалению, дело Ходорковского свидетельствует, что путинское уважение к неприкосновенности частной собственности и законности очень неглубоко. Поэтому плохой деловой климат в России может задушить экономическое процветание, которое необходимо для постепенного сбрасывания оков политической тирании. Это будет трагедией для российского народа.
Иван Эланд - старший научный сотрудник Независимого института (The Independent Institute), директор Центра мира и свободы и автор книг The Empire Has No Clothes и Putting 'Defense' Back into U.S. Defense Policy.