Стивен Сестанович - эксперт по российским и евроазиатским вопросам в Совете по внешней политике. Эта базирующаяся в Вашингтоне независимая организация издает престижный журнал Foreign affairs. В 1997-2001 годах Сестанович работал в администрации Клинтона послом по особым поручениям и специальным советником Госсекретаря США
- Какие вопросы вызывают наиболее жесткие разногласия между Вашингтоном и Москвой?
- Острые разногласия между Россией и США, которые, кстати, отражаются и на отношениях России с Европой, затрагивают целую серию спорных вопросов. На этой неделе дискуссия шла о противодействии американскому проекту размещения противоракетного щита, но речь может идти и о статусе Косово, и о разгонах демонстраций в России. Несколько недель назад проблема была в отношениях России с Эстонией и Грузией, а также в использовании энергетических ресурсов в качестве политического инструмента. Список можно продолжить, и мы задаемся вопросом, не изменился ли характер российско-американских отношений.
- Превратилась ли Россия в страну с непредсказуемой диктатурой?
- Россия распрощалась с образом нормальной страны, следующей по пути модернизации, и превратилась в государство, вызывающее беспокойство и тревогу, непонятное и даже таящее угрозу.
- Было ли ошибкой принятие России в G8?
- Это решение было оправданно в 1990-е годы: надо было попытаться интегрировать Россию в международные институты. Но со временем стало ясно, что процесс интеграции проходит успешно, только если страна изначально согласна с нормами и основами подобной интеграции. Если G8 - клуб демократических промышленно развитых стран, Россия сегодня не совсем подходит под это описание.
- Как изменилось восприятие России в США после распада Советского Союза?
- Мы прошли через череду надежд и разочарований. В начале 1990-х США надеялись установить "стратегическое партнерство" с Москвой. К концу десятилетия разногласия по поводу Балкан и Ирака сильно разочаровали администрацию Клинтона. После терактов 11 сентября президент Джордж Буш вновь обрел надежду на альянс с Россией, приглашал Путина на свое ранчо. Большим разочарованием стали президентские выборы 2004 года на Украине, когда Москва попыталась саботировать выборный процесс, подыгрывая пророссийскому кандидату. Американцы увидели Путина в другом свете.
- Являемся ли мы свидетелями новой холодной войны?
- Нет, Россия не превращается в СССР. И тем не менее, ее отношения с Западом говорят о ностальгии по статусу сверхдержавы. Российское руководство лелеет мысль о возвращении России былого могущества, требует большего уважения и уступок, и, как следствие, отношения России с Западом в перспективе могут оказаться непростыми. И хотя я не склонен считать, что нынешние разногласия разовьются во что-то более серьезное, я спрашиваю себя, осознает ли российское руководство, что оно изолирует себя от международного сообщества, и собирается ли оно корректировать свою позицию.
- Недавно Путин сравнил Соединенные Штаты с "третьим рейхом"...
- Это риторика, но есть и реальные причины для беспокойства. Некоторые разногласия могут привести к вполне ощутимым последствиям. Тем более что очень трудно понять, готовы ли русские к компромиссу или они считают, что лучший способ самоутверждения на международной арене - вынуждать страны Запада идти на попятный.