Тайные встречи с участием палестинских посредников, сотрудников разведслужбы Египта, министра иностранных дел Турции, президента ПА Аббаса и лидера "Хамаса" Машаля - вот благодаря чему достигнуто единение палестинцев, которое столь нервирует израильтян и администрацию США, сообщает обозреватель The Independent Роберт Фиск. Соглашение "Фатха" и "Хамаса" имеет ключевое значение для требований создать палестинское государство, отмечает он.
Газета сообщает, что располагает копиями писем, демонстрирующих всю сложность переговоров. "Хамас" также просил о помощи - успешно - президента Сирии Башара Асада, вице-президента Фарука аль-Шараа и министра иностранных дел Валида Моаллема. Среди результатов - согласие Машаля прекратить "хамасовские" ракетные обстрелы Израиля с территории сектора Газа, поскольку право на сопротивление будет иметь только государство, - и договоренность, что будущее палестинское государство станет базироваться на границах Израиля на 1967 год", - говорится в статье.
"Без доброй воли, проявленной всеми сторонами, без помощи египтян и без одобрения со стороны сирийцев, а также без желания палестинцев объединиться после начала "арабской весны", мы не смогли бы этого сделать", - сказал Муниб Масри, один из основных посредников. Масри, по его словам, счел раздоры "Фатха" и "Хамаса" катастрофой и четыре года вместе с другими независимыми политиками из "Палестинского форума" старался их примирить.
15 марта палестинская молодежь потребовала единения. Нетаньяху всегда отказывался от переговоров с Аббасом на том основании, что палестинцы разобщены. 16 марта Аббас публично заявил, что подумывает о поездке в Газу. "Я думал, что "Хамас" отреагирует позитивно, - заметил Масри, - но в первые два-три дня реакция была скорее негативная. Аббас не хотел диалога, хотел немедленно провести выборы".
Но "Палестинский форум" не сдавался. По словам Масри, его члены встретились с директором египетской разведки Халедом Ораби и другими чиновниками этого ведомства. "Мы поговорили о ситуации на микроуровне, о жителях Газы, для которых Газа - "тюрьма", о правах человека, о египетской блокаде, о человеческом достоинстве", - вспоминает Масри. Надр Аср из египетской разведки пообещал изменить ситуацию. Затем Ораби сказал Масри, что ему нравится новая инициатива "Палестинского форума", и спросил, может ли он склонить "Фатх" и "Хамас" к переговорам.
Масри и его единомышленники также посетили Амра Мусу, генсека Лиги арабских государств (ныне кандидата в президенты Египта). Поначалу их встретили настороженно, но затем реакция была очень позитивной.
Делегация навестила Набиля аль-Араби в МИДе Египта, тот спросил, нельзя ли пригласить министра иностранных дел Турции, который как раз находился в Египте. "И мы все вместе поговорили об инициативе. Мы подметили, что МИД и министерство разведки в тесных отношениях. Так я обнаружил, что "новый" Египет очень уверен в себе - они вели переговоры в присутствии турецкой стороны, сами этого пожелали", - повествует Масри в интервью автору.
Посредники отчитались о переговорах на Западном Берегу, провели семь крупных совещаний "в Палестине", как выразился Масри. На следующий день они посетили Машаля в Дамаске. Добираться пришлось кружным путем, в объезд мятежного города Дераа.
"Похоже, "Хамас" и Аббас друг другу не доверяют: обе стороны выпытывали, какова реакция другой стороны на инициативу, прежде чем самим принять решение", - пишет Фиск. "Машаль сказал мне: "Что говорит Абу Мазен"? (Махмуд Аббас. - Прим. ред.) Я рассмеялся и ответил: "Ты всегда задаешь мне этот вопрос, но ты-то сам чего хочешь?" - поведал Масри. По его словам, единственное, на что не согласился Машаль в разговоре с посредниками, на то, что правительство надо формировать по взаимной договоренности. "Он согласился с тем, что сопротивление должно оказываться лишь "в национальных интересах страны", что оно должно быть aqlaqi, то есть этичным. Больше не будет ракетных обстрелов мирного населения. Другими словами, не будет пусков ракет с территории сектора Газа".
В итоге 22 апреля в Египет приехали по два представителя Машаля и Аббаса. Годом ранее режим Мубарака чинил дополнительные помехи сходным переговорам "Фатха" и "Хамаса" в Каире. Глава египетской разведки Омар Сулейман "фактически работал на израильтян", утверждает автор. Теперь же все кардинально изменилось.
В Каире встретились Аббас и Машаль. "Хамас" согласился с тем, что за последние 4 года израильтяне захватили еще больше территории Иерусалима и построили еще больше поселений на Западном Берегу. Машаль возмутился, решив, что ему не позволят выступать с трибуны вместе с другими (на деле ему позволили). "Хамас" пришел к соглашению по вопросу о границах 1967 года, фактически признав существование Израиля, а также на упоминание о "сопротивлении", и согласился дать Аббасу больше времени на переговоры", - сообщает автор.
Если "Хамас" войдет в правительство, ему придется признать государство Израиль. "Но пока "Хамас" не в палестинском правительстве, это всего лишь политическая партия, которая может говорить все, что хочет. Пусть Америка готовится к тому, что "Хамас" согласится сформировать правительство. Это правительство будет соблюдать резолюции ООН и нормы международного права", - сказал Масри. Члены "Хамаса" и сторонники Аббаса договорились больше не арестовывать приверженцев другой фракции.
Прежде Нетаньяху отказывался вести переговоры с палестинцами, так как они разобщены. Теперь же он заявил, что не будет вести переговоры с Аббасом, если "Хамас" войдет в палестинское правительство. "Обама практически отмел инициативу палестинского единства. Но границы 1967 года означают, что "Хамас" принял Израиль, а инициатива по вопросу "сопротивления" - что ракетные обстрелы из сектора Газа прекратятся. Международное право и резолюции ООН равносильны тому, что мир можно заключить, палестинское государство - создать. По крайней мере, так полагают обе палестинские стороны. Миру остается ждать, отвергнет ли Израиль вновь эту инициативу", - подытоживает автор статьи.
Фиск дает характеристику Мунибу Масри: ему 75 лет, в детстве он участвовал в демонстрациях против британского мандата и планов создания Израиля. В 1963 году он познакомился с Арафатом, помогал снабжать бойцов деньгами и паспортами. Восстановил один из крупнейших лагерей палестинских беженцев в Иордании. Впоследствии Арафат трижды приглашал его на пост премьер-министра, а Масри каждый раз отказывался. В 1990-е годы создал вместе с другими палестинскими бизнесменами инвестиционную компанию Padico, которая теперь работает в сферах туризма, связи и фондового рынка, ее капитализация - 1,5 млрд долларов.