Британский МИД назначил советника израильского правительства, чья фигура вызывает противоречия, на один из самых важных постов - начальника правового отдела.
Именно рекомендации королевского адвоката Даниэля Бетлехема, данные им в 2002 году тогдашнему израильскому премьер-министру Ариэлю Шарону, заставили Израиль заблокировать расследование ООН битвы в Дженине. Отказ Израиля от сотрудничества подвергся осуждению со стороны многих правозащитных организаций.
Бетлехем, иностранный юрисконсульт Израиля, также защищал Израиль в Международном суде в Гааге в 2004 году, где рассматривалось дело о барьере безопасности, который строится вдоль Западного берега. Израиль проиграл дело.
"На наш взгляд, Бетлехем сделал хорошую карьеру в области международного права, включая деятельность от имени правительства Соединенного Королевства в ряде международных процессов. Он также действовал от лица нескольких других государств. Его опыт в этой сфере дает ему хорошие преимущества для этой работы".
Правовая группа, которую возглавит 45-летний Бетлехем, оспаривала легитимность упреждающих действий в период подготовки к иракской войне, а заместитель главы группы, Элизабет Уилмшерст, вышла в отставку непосредственно перед вторжением в Ирак.
Бетлехем будет давать рекомендации Джеку Стро, министру иностранных дел, по ряду вопросов, от Гуантанамо до легальности упреждающего удара по Ирану.
Бетти Хантер, пресс-секретарь организации Palestine Solidarity Campaign, заявила вчера, что организация намерена направить Стро письменный протест. "Мы возмущены тем, что МИД берет на работу человека, настроенного откровенно предубежденно", - сказала она.
О вакансии было объявлено в прошлом октябре. После назначения Бетлехема МИД опубликовал его длинное резюме, в котором перечислено 27 международных диспутов, в которых он участвовал, но не упомянуто о Дженине.
Кофи Аннан, генеральный секретарь ООН, постановил начать расследование событий в Дженине после того, как палестинцы заявили, что там происходили нарушения прав человека в огромных масштабах. Израильское правительство настаивало, что большое количество жертв - с обеих сторон - стало результатом жестокой палестинской обороны в городе.
Сначала Шарон согласился сотрудничать с расследованием ООН. Но через несколько дней, по рекомендации Бетлехема, израильское правительство передумало.
Бетлехем, специалист по международному праву Кембриджского университета, предупредил израильское правительство в докладной записке, что, если в ходе расследования будет найдено подтверждение "предположений, звучащих в заявлениях против Израиля - даже плохо обоснованное, это фундаментально изменит динамику израильско-палестинского руководства и сделает невозможным сопротивление Израиля вводу международных сил, немедленному созданию палестинского государства и преследованию лиц, совершивших данные действия".
В докладной, копия которой попала в израильскую ежедневную газету Ha'aretz, Бетлехем писал, что серьезность расследования не стоит недооценивать и что "Израиль фактически столкнулся с расследованием военных преступлений".
Вопрос об участии Бетлехема в деле Дженина поднял один британский юрист, попросивший сохранить анонимность. Другой юрист, Филипп Сэндс, королевский адвокат, который хорошо знаком с Бетлехемом, сообщил: "Он - первоклассный международный юрист и человек безукоризненной честности. Кто-то может сказать, что он занимает консервативные позиции, но он независим и во многом держится сам по себе".
Намек на мнение Бетлехема об атаке на Иран можно найти в его показаниях в прошлом году комитету по международным делам палаты общин. Хотя упреждающий израильский удар по иракскому атомному реактору в Осираке в 1981 году считается незаконным, в его защиту и тогда, и сейчас можно предложить множество причин, заявил он.
Предыстория
Весной 2002 года после волны палестинских терактов-самоубийств Израиль начал широкое наступление на Западном берегу. Атака на Дженин началась 3 апреля, и обе стороны понесли серьезные потери. Палестинцы заявили, что в Дженине происходило широкомасштабное нарушение прав человека, но Израиль это отрицает. ООН инициировала расследование, и Израиль сначала согласился сотрудничать. Через несколько дней Израиль преподнес сюрприз, в то время показавшийся загадочным, заявив, что он решил отказаться от сотрудничества. Следственная группа получила возможность опросить палестинцев, но в доступе к израильтянам ей было отказано. Следствие в своем последнем докладе пришло к выводу, что Израиль не учинял резни в Дженине.