Помощник Чейни лгал в деле об утечке информации ЦРУ
Доверие к Белому дому в очередной раз пошатнулось в результате сильного удара. Бывший начальник канцелярии вице-президента Дика Чейни Льюис "Скутер" Либби был признан виновным в препятствовании отправлению правосудия, лжесвидетельстве и даче ложных показаний ФБР в ходе расследования об утечке информации о личности одного из агентов ЦРУ.
Вчера, после семи недель разбирательства, присяжные признали Либби виновным по четырем из пяти пунктов обвинения. Всегда спокойный в зале судебных заседаний, Либби не выказал никаких эмоций при оглашении вердикта. По словам адвоката, он будет добиваться повторного разбирательства, а в случае неудачи подаст апелляцию. Теоретически Либби грозит до 25 лет тюрьмы, хотя указания федерального суда заставляют предположить, что срок будет гораздо меньше.
Данное разбирательство возникло в результате расследования разглашения в июле 2003 года имени агента ЦРУ Валери Плейм, муж которой, бывший посол Джозеф Уилсон, жестко выступил против иракской войны. Сведения о ее личности появились через несколько дней после того, как Уилсон написал статью в газете The New York Times, где опроверг слова Белого дома, будто Саддам Хусейн закупал уран в Африке. Уилсон также обвинил администрацию Буша в сознательной подтасовке разведданных перед войной. Обвинения в преднамеренном раскрытии имени агента ЦРУ, а это уголовное преступление, Либби предъявлено не было. Его преступление заключается в даче ложных показаний ФБР и суду присяжных по этому делу: Либби утверждал, что узнал о том, кто такая Плейм, от журналиста спустя два дня после появления ее имени в печати.
Однако несколько известнейших вашингтонских журналистов, которые оказались в числе свидетелей, сообщили суду, что Либби лично сказал им, что жена Уилсона работает на ЦРУ. В одном из случаев это произошло за три недели до того, как, по утверждениям самого Либби, ему стало известно об этом факте.
Защита утверждала, что если ее клиентом и была допущена ошибка, то это произошло исключительно из-за забывчивости, вызванной большим объемом работы. Однако присяжные пришли к выводу, что Либби солгал намеренно. Его мотивом, как позднее объяснил один из присяжных журналистом, было желание скрыть причастность самого вице-президента к кампании по дискредитации бывшего посла.
В своем заявлении Чейни выразил "крайнее разочарование вердиктом суда". В Белом доме также воцарилась атмосфера подавленности. Джордж Буш, по словам его пресс-секретаря, с уважением отнесся к решению суда, однако выразил "соболезнования Скутеру Либби и его семье".
Это, однако, не помогло скрыть масштабы ущерба. Либби не просто самый высокопоставленный сотрудник администрации Буша, который был обвинен, а затем осужден за уголовное преступление. Будучи главой канцелярии самого, вероятно, влиятельного вице-президента в истории США, он входил в число двух или трех самых важных политиков Белого дома после президента и вице-президента.
Суд, на котором ни Либби, ни его бывший шеф показаний не давали, не сообщил ничего нового об использовании разведданных, утверждавших о наличии ОМП в Ираке. Именно эти данные послужили основанием для вторжения в эту страну в 2003 году. Однако разбирательство продемонстрировало, что аппарат вице-президента крайне агрессивно отвечает на любые нападки по поводу его предвоенной работы с разведданными и стремится дискредитировать своих критиков.
Обвинение предоставило суду образец критической статьи, по прочтении которой Чейни задал вопрос, кто такой Уилсон и не была ли его поездка в Африку в 2002 году с целью сбора фактов "увеселительной поездкой", которую организовала его жена. Таким образом, признание вины Либби плохо скажется на репутации Буша и Чейни - рейтинг последнего еще ниже, чем рейтинг президента.
Либби, как сообщил один из 11 присяжных Дэнис Коллинс, вероятно, стал "крайним", и ему пришлось говорить с репортерами от имени вице-президента. По словам Коллинса, к нему отнеслись "с огромным снисхождением", но все же присяжные не могли поверить, что человек, о чьем внимании к деталям упоминалось в суде, попросту забыл, когда и с кем он обсуждал миссис Плейм.
Главный обвинитель Патрик Фицжеральд отверг слова о том, что это дело раздуто сверх меры. Фицжеральд был назначен особым обвинителем в ноябре 2003 года, когда министерство юстиции начало расследовать данную утечку.
"Мы не можем просто забыть о фактах по данному делу, которые открылись в декабре 2003 года. А ложь под присягой - это серьезное преступление", - заявил он.
Апелляция Либби может многие месяцы ходить по судебным инстанциям, прежде чем, возможно, доберется до Верховного суда.
Если это дело не разрешится до момента избрания нового президента в ноябре 2008 года, остается возможность помилования со стороны Буша.
Однако Гарри Рид, лидер демократического большинства в сенате, жестко выступил против помилования, заявив: "Наступило время, когда кто-то из администрации Буша должен ответить за подтасовку разведданных и дискредитацию противников войны".
Падший сторонник войны
До октября 2005 года Льюис "Скутер" Либби возглавлял канцелярию вице-президента Дика Чейни и пользовался в Белом доме большим влиянием, в частности по вопросам национальной безопасности. Он был одним из тех, кто громче всех выступал за войну с Ираком и помог госсекретарю Колину Пауэллу составить знаменитое досье, представленное весной 2003 года в ООН.
Бывший юрист, Либби стал работать на правительство в начале 1980-х годов. Он поступил на службу в Госдепартамент, где работал под началом своего бывшего преподавателя права Пола Вулфовица. После недолгого перерыва в правительственной работе и частной практики Либби в 1989 году вновь стал работать на Вулфовица в Пентагоне.
Кроме того, он вошел в число основателей правой группы Project for the New American Century, которая поставила своей целью свержение Саддама Хусейна.
Возглавив канцелярию Чейни, он получил прозвище "микробщик" (germ-boy), поскольку выступал за всеобщую вакцинацию от оспы. А за близость к вице-президенту его прозвали "Дик Чейни Дика Чейни".
В 1996 году Либби опубликовал роман The Apprentice ("Ученица"), где рассказывается о путешественниках, оказавшихся на севере Японии в 1903 году. По словам издателей, роман - это "история о повсеместном скотоложестве и педофилии в Японии 1903 года... переполненный сексуальными извращениями рассказ о девочках-подростках, которых готовят стать проститутками".
Лжец в Белом доме
Ложь
В досье правительства Блэра, опубликованном в 2002 году, сообщается, что Саддам Хусейн стремился приобрести в Нигере уран для создания ядерного оружия. Джордж Буш в своем послании о положении в стране в январе 2003 году проигнорировал оговорки ЦРУ и повторил эти обвинения. Данное заявление стало главным аргументом в пользу войны.
Сомнения
ЦРУ направило бывшего посла Джозефа Уилсона для расследования сведений о закупке урана в Нигере. Эти данные не подтвердились. Связанные с этими обвинениями документы попали в руки итальянских властей и были переданы в атомное агентство ООН, которое признало их грубой подделкой, сделанной в марте 2003 года, непосредственно перед вторжением.
Обвинения
Когда после вторжения в 2003 году ОМП в Ираке найдено не было, Джозеф Уилсон обвинил администрацию Буша в сознательной подтасовке разведданных перед началом войны. Впервые он озвучил свои взгляды в конфиденциальном интервью The Independent в июне того года, а затем публично выступил со страниц американских газет.
Кампания по дискредитации
14 июля 2003 года журналист Роберт Новак объявил, что жена Джозефа Уилсона Валери Плейм - агент ЦРУ под прикрытием. Начался поиск источника утечки в администрации Буша. Целью этой утечки назвали сознательную дискредитацию Плейм, жизнь которой одновременно оказалась под угрозой в связи с известиями о том, что она является агентом ЦРУ. Раскрывать имя агента ЦРУ запрещено законом.
Разоблачение
Для расследования утечки был назначен особый обвинитель. Подозрение пало на окружение вице-президента Дика Чейни, где выгородить своего босса взялся глава канцелярии Льюис Либби. Хотя обвинения в организации самой утечки ему предъявлены не были, Либби предстал перед судом за попытку воспрепятствовать расследованию.
Приговор
Льюис Либби стал первым сотрудником администрации Буша, которого признали виновным в связи с подтасовкой разведданных, которые использовались для обоснования войны. Вчера он был признан виновным в препятствовании отправлению правосудия и даче ложных показаний. Ему грозит до 25 лет тюрьмы. Многие в Вашингтоне говорят, что по сути это был процесс над Чейни, ведь именно Чейни несет ответственность за действия своего помощника.