Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 марта 2008 г.

Николаус Пипер | Süddeutsche Zeitung

Американская твердыня

В избирательной кампании демократов наблюдается все больше склонности к протекционизму. Под давление попали оборонные сделки концерна EADS

Оба кандидата на пост президента от Демократической партии, Хиллари Клинтон и Барак Обама, становятся в ходе борьбы все большими протекционистами. Европейские дипломаты в Вашингтоне и Нью-Йорке с озабоченностью наблюдают, как оба кандидата во время предвыборной гонки полемизируют о том, кто из них более критично оценивает свободную мировую торговлю.

Экономический кризис сверг с пьедестала самых важных тем избирательной кампании войну в Ираке. Многие политики и профсоюзные деятели обвиняют иностранную конкуренцию в сокращении рабочих мест и снижении доходов. Тогда как кандидат от республиканцев Джон Маккейн высказался однозначно за свободную торговлю, Хиллари Клинтон и Барак Обама пытаются использовать с выгодой для себя протекционистский настрой. Уже осенью Клинтон потребовала тайм-аут для соглашений о свободной торговле и поставила под сомнение пользу Всемирной торговой организации (ВТО). Но ничто так не свидетельствует о торжестве протекционизма в стане демократов, как спор вокруг NAFTA: Договора о свободной торговле в Северной Америке.

Договор, вступивший в силу в 1994 году, стал объектом нападок во время избирательной кампании. Непосредственно перед праймериз в штате Огайо во время теледебатов Клинтон и Обама сошлись на том, что необходимо провести новые переговоры по NAFTA, причем в таком ключе, чтобы соглашение "пошло на пользу американским рабочим и их семьям". Это примечательно уже потому, что подписал в 1993 году этот договор супруг Хиллари Билл Клинтон. Поэтому Обаме было несложно атаковать Клинтон в рамках этой темы. В Огайо его избирательный штаб распространил брошюры, в который утверждалось, что именно Билл Клинтон виноват в закрытии фабрик в штате.

Но и у Хиллари появилась возможность нанести ответный удар: основной экономический советник Обамы Остан Гулсби, профессор из Чикаго, практически как все его коллеги, считает, что NAFTA был очень выгоден странам, подписавшим договор, то есть Канаде, США и Мексике. Гулсби принял участие во встрече, проходившей в канадском консульстве в Чикаго, и попытался успокоить своих партнеров по переговорам: антидоговорную риторику Обамы не следует воспринимать всерьез, резкие слова в адрес договора являются лишь "политическими установками", другими словами - предвыборной болтовней. Один канадский чиновник фиксировал разговоры на встрече в своем блокноте - и эти записи попали к сторонникам Клинтон. Ее консультанты в полной мере воспользовались сказанным Гулсби в канадском посольстве и окрестили ее "Нафтагейтом для Обамы", намекая на Уотергейский скандал, в результате которого своего поста лишился президент Ричард Никсон.

При этом Гулсби отнюдь не вышел за рамки того, на что надеются большинство экспертов: что Обама и Клинтон понимают, насколько важен NAFTA для американской экономики и что чаши весов после выборов выровняются. Кроме того, ни у Канады, ни у Мексики нет повода начинать новые переговоры по договору. Но со временем риторика стала набирать собственную динамику, которая может быть опасной. "Кандидаты так поднаторели в вопросах NAFTA, что после выборов они будут вынуждены выполнять обещания", - говорит Джеймс Робинсон, вице-президент торговой палаты США. По крайней мере, должен будет состояться саммит при участии трех стран-участниц договора, на котором эта тема будет обсуждаться. "Я надеюсь, что на этом все и остановится".

Между тем в экономических кругах растут опасения. Существует "перелом в общественном мнении, множатся настроения против торговли и глобализации", говорит Клаус Кляйнфельд, бывший глава Siemens, а сегодня второй человек алюминиевого концерна Alcoa. На заседании фонда BMW в Вашингтоне Кляйнфельд потребовал от американцев и европейцев более тесного сотрудничества и большей популяризации глобализации. Никто не ждет от США, что они по-настоящему замкнутся после выборов, но они могут стать тормозом в вопросах торговли. Так, в ближайшем будущем, по всей видимости, нет шансов завершить продолжающиеся переговоры по либерализации в ВТО (так называемый Дохийский раунд).

Непростые времена могут наступить и для европейского авиакосмического концерна EADS. Концерн неожиданно получил вместе с американским концерном Northrop Grumman заказ от американских военно-воздушных сил на строительство нового поколения самолетов-заправщиков - который должен был получить Boeing. Этот заказ, который вызвал обратную волну протеста и в Европе, находится под растущим давлением Конгресса. Депутат от Демократической партии Джон Мурта уже пригрозил на одном из слушаний лишить силы данный заказ законным методом: "Все, что мы должны сделать, - это задержать на это деньги".

Также по теме:

Американская нервотрепка (Обзор прессы)

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru