Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 марта 2008 г.

Марк Кауфман | The Washington Post

NASA боится зависимости от России

Завтра вечером с космодрома во Французской Гвиане в свой первый полет к Международной космической станции отправится европейский аппарат, который откроет NASA и всему миру новый путь к орбитальной лаборатории.

NASA, однако, запуск автоматического грузового космического корабля (ATV) "Жюль Верн" заставил обратить внимание на свое тяжелое положение: через два с половиной года, когда станция будет полностью собрана, у США не останется собственных космических кораблей, способных доставлять астронавтов и грузы на МКС, в которую вложено около 100 млрд долларов. К указанному времени три космических челнока будут списаны из-за высоких затрат и недостаточную безопасность, а управлению будет нечем заменить их по меньшей мере до 2015 года.

Таким образом, минимум пять лет Соединенные Штаты будут зависеть от чужих технологий при организации полетов на станцию, большую часть которой профинансировали американские налогоплательщики. Положение усугубляется тем, что единственная страна, способная отправить к станции людей, - это Россия. Она получит отличную возможность торговаться и требовать чего-то в обмен на свои услуги - а не нужно забывать, что американо-российские отношения в последнее время все более осложняются.

Кроме того, звучат опасения, что Америка не просто вынуждена будет платить миллиарды долларов, но и утратит свой престиж, а также лишится рычага давления на Россию в таких вопросах, как совместная борьба с иранской ядерной программой.

Директор NASA Майкл Гриффин признает, что у него эта ситуация вызывает "величайшее сожаление и величайшее беспокойство". Большую часть из этих пяти лет, объясняет он, "мы будем сильно зависеть от русских, и для Соединенных Штатов это ужасное положение. Я обеспокоен, как и многие другие".

Сенатор Билл Нельсон (демократ от штата Флорида), председатель подкомиссии, контролирующей работу NASA, говорит еще откровеннее. "Это настоящее предательство американских интересов, - утверждает он. - Впервые со времен Спутника у США не будет значительного превосходства в космосе. Я шокирован тем, что мы допустили появление столь серьезной угрозы нашей национальной безопасности".

Белый дом, Конгресс и представители космической отрасли уже не первый год знают о предстоящем "разрыве", однако прежде у них всегда находились другие приоритетные задачи.

Люди, наиболее тесно связанные с данной проблемой, говорят, что ее серьезность станет очевидна летом, когда начнутся переговоры с Россией. Тогда же Конгресс, вероятно, будет обсуждать отмену закона, запрещающего определенные экономические контакты со странами, поддерживающими ядерную программу Ирана и Северной Кореи.

Хотя отмена этого закона, по словам Гриффина, является крайне важной задачей, "для США - ведущей мировой и космической державы - недостойно, просто недостойно опускаться до покупки таких услуг. На мой взгляд, это изменит отношение к нам в мире, причем не в лучшую сторону".

В бюджете NASA предусмотрено, что с 2009 по 2013 финансовый год на организацию сообщения с МКС будет выделено 2,6 млрд долларов. Как выясняется, большая часть этих денег достанется русским.

Гриффин на прошлой неделе рассказал комиссии Нельсона, что NASA, сознавая подобную перспективу, сотрудничает с молодой компанией SpaceX, стараясь ускорить появление частного космического корабля, способного взять на себя часть задач по доставке астронавтов в космос. Билл Нельсон и сенатор Дэвид Виттер (республиканец от штата Луизиана) дали NASA формальную рекомендацию продолжать работу в этом направлении.

Однако SpaceX, хотя и стремится выполнить задачу, пока не смогла успешно вывести на орбиту даже грузовой корабль - стоит ли говорить о пилотируемых полетах, к которым предъявляются куда более высокие требования. Тем не менее, основатель SpaceX Элон Маск заявил в телефонном интервью, что его компания сможет создать пилотируемый корабль к концу 2011 года, если NASA согласится реализовать договоренность 2006 года о транспортных услугах. Получив отмашку, SpaceX станет с максимальной скоростью развивать свою программу по запуску человека в космос, обещает Маск.

"Существует ли риск, что мы потерпим неудачу? Да, существует, - признает Маск, который является одним из создателей онлайновой платежной системы PayPal. - Но если США оставят Россию без конкурентов, она получит монополию на доставку астронавтов к станции и сможет диктовать свои условия. Хотят ли налогоплательщики, чтобы все деньги ушли России, а не американской компании с американскими сотрудниками?"

Выступая перед сенаторами, Гриффин указал, что намерен договариваться о развитии пилотируемых полетов, однако выразил глубокие сомнения в том, что SpaceX сможет подготовить аппарат к 2012 году.

Временной разрыв, в течение которого Америка не сможет запускать корабли к МКС, образовался в силу ряда факторов. Один из них - крушение шаттла "Колумбия" в 2003 году, из-за которого было решено к сентябрю 2010 года прекратить эксплуатацию трех оставшихся челноков. Сказалась и нехватка финансирования, необходимого, чтобы быстро создать замену шаттлам.

NASA имеет договоры на разработку и испытания ракеты нового поколения и новой капсулы с экипажем, однако процесс идет медленно из-за высокой стоимости эксплуатации челноков - сейчас лишь они способны доставлять крупные элементы на не достроенную до сих пор орбитальную станцию. Как указал комиссии Гриффин, новый аппарат можно создать к 2013, а не к 2015 году, если управлению выделят дополнительно 2 млрд долларов, однако администрация подобной суммы не запрашивала.

В прошлом году Белый дом отклонил принятый Сенатом законопроект, предусматривавший выделение NASA дополнительного миллиарда долларов на покрытие части расходов, вызванных крушением "Колумбии" - аналогичный шаг был сделан после катастрофы "Челленджера" в 1986 году.

"Мы оказались в ситуации, когда у управления множество задач, но не хватает средств, - объясняет Нельсон. - Думаю, этот разрыв возник во многом из-за отказа администрации предоставить NASA необходимое финансирование. А теперь мы вынуждены будем отдать миллиарды русским, потому что раньше не захотели потратить миллионы. Хуже не представить".

Гриффин, ярый сторонник программы пилотируемых полетов, лояльный нынешней администрации, говорит, что в прошлом Конгресс и президенты допустили, чтобы программа завяла. И лишь "дальновидность" президента Буша, поддержавшего в 2004 году полеты к Луне и Марсу, по словам Гриффина, позволила возродить ее.

Многие, тем не менее, считают, что Джордж Буш не интересуется космосом. Бюджет NASA остался ограниченным, а за шесть лет работы на посту техасского губернатора Буш ни разу не побывал в Космическом центре Джонсона в Хьюстоне. В качестве президента он посетил центр лишь однажды, когда присутствовал на поминальной службе по погибшему экипажу "Колумбии".

Запланированный на завтра запуск европейского корабля - первый из шести грузовых полетов, организованных компаний Arianespace (частично она находится в государственной, частично - в частной собственности) в обмен на доставку на МКС шаттлом NASA крупной европейской лаборатории. Глава и генеральный директор компании Жан-Ив Ле Галль заявил в интервью на прошлой неделе, что его фирма хотела бы играть более важную роль в поставках на станцию, однако необходимо провести первый успешный запуск, прежде чем говорить об этом.

В ноябре Европейский союз планирует решить, заниматься ли пилотируемыми полетами - в результате Европа может оказаться в клубе, куда на настоящий момент входят лишь США, Россия и Китай.

Ле Галль признает, что строительство и эксплуатация автоматического корабля (размерами он напоминает двухэтажный лондонский автобус) сейчас обходятся дороже, чем услуги российских конкурентов. Тем не менее, говорит он, ситуация может измениться, если Россия окажется монополистом в области космических перевозок. В любом случае, европейцы столкнулись с множеством препятствий при попытке продать свои услуги NASA - одним из них стали американские правила, дающие привилегии местным компаниям наподобие SpaceX.

"Мы считаем, что можем стать важной частью решения, в котором нуждается космическая станция, и противовесом русским, если нам дадут шанс", - объясняет Ле Галль.

Несмотря на широкое беспокойство, вызванное грядущей зависимостью NASA от России, Гриффин говорит, что опыт сотрудничества с Москвой у управления положительный. Русские помогли астронавтам, застрявшим на станции после крушения шаттла "Колумбия", а затем продолжили отправлять на МКС экипажи и грузы - в настоящий момент действует многолетний контракт на сумму 780 млн долларов.

Гриффин подтверждает, что новый договор с русскими должен быть подписан к началу следующего года. России, по его словам, понадобится три года, чтобы построить требуемое количество своих одноразовых, но крайне надежных аппаратов "Союз" и "Прогресс".

Также по теме:

В США опасаются, что американские астронавты лишатся доступа на МКС (The New York Times)

Низкие зарплаты вынуждают космонавтов спуститься с небес на землю (The Times)

Источник: The Washington Post


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru