Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 мая 2001 г.

Лорен Николе | Le Temps

Чеченская диаспора хочет создать Конгресс для переговоров с Москвой

В деловых кругах возникла идея создания легального института, признанного всеми чеченцами. Интервью с одним из авторов инициативы, бизнесменом Ахмадом Шабазовым.

Учреждение Конгресса чеченского народа для восстановления мира - такая идея возникла в деловых кругах чеченской диаспоры. Речь идет о создании ассамблеи, в которой были бы представлены все тейпы, религиозные организации и другие влиятельные силы Чечни. Эта ассамблея должна стать единственным посредником в переговорах с русскими и организатором народного референдума с целью определения того, в каком статусе хотел бы существовать чеченский народ. Эта идея, автором которой стал проживающий в Лондоне влиятельнейший предприниматель Али Визаев, начала прокладывать себе дорогу. Приступил к работе организационный комитет, и, таким образом, Конгресс может быть учрежден уже этим летом. О том, что это будет за организация, рассказывает член организационного комитета чеченский бизнесмен, работающий в Москве, Ахмад Шабазов.

- Почему эта инициатива исходит от диаспоры?

- Прежде всего, чеченцы, где бы они ни жили, никогда не считали себя диаспорой, поскольку они поддерживают тесные связи с республикой через родственников, друзей или тейпы. В настоящее время в России проживает вдвое больше чеченцев, чем в самой Чечне, но после окончания войны туда, вероятно, вернется 70% чеченцев. Конечно, если речь не будет идти о возврате к ситуации 1996 года: Масхадов, чтобы прийти к власти, был вынужден вступить в альянс с мусульманскими экстремистами. А чеченцы, несмотря на то, что считают себя мусульманами, в большинстве своем выступают за светское государство. Прежде всего, наиболее образованные чеченцы, выходцы из равнинных районов. После 1991 года к власти пришли крестьяне и горцы. Они формируют основную массу боевиков и привержены идеям ислама. Все остальные - люди, потерявшие родственников и требующие мести, или эмигранты, не сумевшие устроиться в России и вновь вернувшиеся в ряды боевиков. Исламистов не так уж много, не больше 15 тысяч. Но их лидеры ведут партизанскую войну, а Масхадов обладает властью лишь формально.

- Каким образом Конгресс чеченского народа может помочь в поисках выхода из тупика?

- Основной конфликт происходит не между русскими и чеченцами, а между самими чеченцами. Если русские выведут свои войска, начнется гражданская война. Проблема заключается в том, что никто не хочет говорить от имени всей нации, и никто не спрашивает у чеченского народа, чего он хочет. Русские этим пользуются. Вот почему необходимо создать этот Конгресс.

- В чем вы расходитесь с нынешней пророссийской администрацией Ахмада Кадырова?

- Кадыров признает лишь российское законодательство. Мы хотим, чтобы чеченский народ сделал свой выбор. Вполне вероятно, что большинство выскажется за независимость, но мы в это не верим. 90% чеченцев готовы к компромиссу. Скорее всего, сами русские не готовы к диалогу: все, что им удалось создать в Чечне - это нечеловеческие условия жизни и безвыходная военная ситуация. Они это понимают, но продолжают думать, что Чечня может остаться в составе Федерации без каких-либо переговоров. Или же они наивны, или пошли на поводу у военных. Следует положить конец этому лицемерию: с одной стороны, чеченцы считаются такими же российскими гражданами, как и все остальные, а с другой - их всех без исключения считают преступниками. Более того, все, что делают русские в Чечне - незаконно: не существует ни закона, ни президентского указа, который позволял бы осуществлять бомбардировки населенных пунктов, необоснованно удерживать заключенных или распускать избранные в 1997 году парламент и правительство. Существует срочная необходимость в урегулировании наших отношений с русскими. Наша экономика не может без них существовать. Мы связаны с ними культурными узами. Речь идет о выживании чеченской нации. Если нынешняя ситуация затянется, чеченцы, как этническая группа, просто исчезнут: будущие поколения окажутся под влиянием арабских стран, а наши особенности, например, тейпы, будут утрачены.

- Каким образом вы намереваетесь убедить полевых командиров принять участие в Конгрессе?

- Исламские лидеры не примут непосредственного участия в работе Конгресса. У нас нет возможности обеспечить их безопасность, поскольку русские объявили их преступниками. Но лидеры боевиков направят своих представителей. Они будут вынуждены согласиться с идеей создания Конгресса, так как увидят, что он представляет всех чеченцев. Присутствие всех существующих сил не позволит им заявлять, что Конгресс - сборище марионеток в руках Москвы.

Источник: Le Temps


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru