В пятницу Владимир Путин во второй раз будет введен в должность президента России.
На протяжении первого срока основными целями Путина было восстановление политической и экономической стабильности. Во время второго срока эти достижения должны стать институциональными, а государство - укрепиться на благо всем россиянам.
Следует ожидать, что в ближайшие четыре года Путин попытается также отстроить свое наследие. Он увидит, что создание прочного наследия - задача гораздо более трудная, чем стабилизация России.
На первый взгляд, список путинских достижений на протяжении первого срока выглядит примечательным. Оправившись от хаоса финансового кризиса августа 1998 года, Россия четыре года подряд добивается устойчивого макроэкономического роста. Баснословно богатые "олигархи" теперь понимают, что контроль над экономикой страны принадлежит не им.
Противостояние между парламентом и Кремлем, отличительная черта эпохи Бориса Ельцина, ушло в прошлое. Хотя в международных делах Россия далека от статуса, которым обладал СССР, ее сегодня считают серьезным и надежным партнером.
Но при более пристальном рассмотрении многие из этих достижений оказываются туманными, а в некоторых случаях представляются результатом удачного стечения обстоятельств.
Россия остается заложницей мировых цен на сырье, особенно на нефть. Двигатель недавних макроэкономических успехов России находится за пределами кремлевского контроля. Только титанические усилия по диверсификации российской экономики от экспорта сырья обеспечит долгосрочный экономический рост.
Обуздание регионов обеспечило Москве административный контроль над страной, но не обеспечило их экономическое развитие, помимо крупных городов, особенно Москвы, купающейся в деньгах.
Диверсификация экономики на протяжении второго путинского срока означает также использование огромного экономического потенциала российских регионов. Политический контроль над регионами немногого стоит, если страна живет в бедности.
Наиболее зрелищным политическим мероприятием первого срока Путина было наступление на олигархов. Самым ярким примером является атака на ЮКОС, крупнейшую в России частную компанию, и ее главных акционеров. Это наступление еще предстоит разыграть, и весьма вероятно, что оно продлится значительную часть второго срока Путина.
Хотя Кремль изо всех сил стремится показать, что он не намерен пересматривать приватизационные сделки 1990-х годов, он в то же время дает понять, что возврат бывших государственных активов через налогообложение и/или уплату налогов акциями компаний может быть поставлен на повестку дня.
Вне зависимости от того, как Путин собирается решать вопросы собственности в России, до окончания его президентства отношение государства к частной собственности должно быть таким же прозрачным, как балансовый отчет компании.
В принципе, разрушение или значительное уменьшение российской олигархической экономики - это хорошая мысль. В недавнем докладе Всемирного банка имелись свидетельства того, что олигархия неконкурентоспособна и представляет опасность для долгосрочного экономического роста. Однако отказ от олигархии без ясного представления о праве собственности станет лишь продолжением порочного круга экспроприации экспроприаторов.
За первый срок Путина политический ландшафт России претерпел значительные изменения. Вменяемой оппозиции путинскому Кремлю фактически нет. Многие поторопились назвать Путина врагом демократии из-за манипуляций средствами массовой информации и применения тактики "разделяй и властвуй" против оппозиционных партий. Но мало кто из оппонентов Путина признался в собственной некомпетентности и осознал, что их идеи российскому электорату просто неинтересны.
Любой политик стремится к победе, но он может покинуть свой пост в 2008 году, оставшись победителем в глазах всех россиян, если поможет сделать то, к чему он давно призывает: создать две сильных и независимых политических партии. В настоящий момент послушное большинство в парламенте, обеспечивающее проведение реформ, необходимо, но в перспективе такое большинство, обслуживающее цели Кремля, может ограничить демократию в реформированной и более справедливой экономике.
Важным элементом политической и экономической стабильности во время первого срока Путина было хотя бы частичное возвращение России престижа на мировой арене. К чести Путина, он решил снова сделать Россию великой державой путем экономического развития и торговли, а не дорогостоящего и агрессивного военного авантюризма. Но чтобы улучшить имидж России в мире, Путин может предпринять самый важный шаг - урегулировать трагедию, которая называется Чечня.
В ближайшие четыре года Путин столкнется с множеством проблем, которые здесь не обсуждались: бюрократией, коррупцией, здравоохранением, разрушением инфраструктуры, военной, пенсионной и банковской реформами, и это далеко не все.
Однако он в состоянии оставить после себя наследие, которое сделает Россию совсем другой страной. Но создание наследия выходит за рамки неопределенности и везения, характерных для его первого срока. Теперь речь идет о трудных решениях, порождающих нечто большее, чем политическая и экономическая стабильность.