Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 мая 2008 г.

Нил Бакли | Financial Times

Медведев приходит к власти, а битва за контроль продолжается

Сегодня Дмитрий Медведев, держа руку на российской конституции, произнесет текст присяги из 33 слов. Эта церемония утвердит его полномочия как третьего президента в посткоммунистической истории страны. Но споры о том, кто в действительности будет руководить страной, не собираются утихать.

Владимир Путин, уходящий в отставку президент, завтра должен быть назначен на пост премьер-министра. Медведев еще ранее обещал эту должность своему наставнику.

Путин, в 55 лет до сих пор находящийся на пике своего могущества и популярности, также станет председателем "Единой России", правящей политической партии. Эта партия, не имеющая особой идеологии помимо верности Путину, располагает подавляющим большинством голосов в обеих палатах парламента и большей части региональных законодательных собраний.

"Единая Россия" может похвастаться без малого 2 млн членов, среди которых - около трех четвертей региональных губернаторов. Это первая массовая партия страны со времен существования Коммунистической партии Советского Союза.

Некоторые наблюдатели предполагают, что Путин, как и генеральный секретарь КПСС в советские времена, станет реальным лидером, а роль Медведева будет в основном сведена к чисто церемониальным функциям. Критики обвиняют Путина в том, что он планирует фактически остаться на третий президентский срок.

"Более-менее очевидно, что Путин сохранит за собой значительную долю власти, особенно в руководстве экономической и внутренней политикой", - говорит Евгений Волк из московского отделения аналитического центра Heritage Foundation, выступающего за свободу предпринимательства.

Путин, по-видимому, почти наверняка - как минимум, на начальном этапе - является старшим партнером в том, что он и Медведев называют "тандемом", призванным руководить Россией. Вопрос в том, позволит ли Путин со временем Медведеву сделаться более влиятельным из них двоих.

С тех пор как в октябре прошлого года Путин впервые намекнул, что может занять пост премьер-министра, он не изменял обещанию не вносить поправок в конституцию с целью расширения своих полномочий.

Тем не менее он расширил свою новую роль, кое-что подправив. Издав соответствующий президентский указ, Путин переложил обязанность выносить оценку работе могущественных губернаторов 85 российских регионов с Кремля на правительство.

С тех пор как в 2004 году Путин отменил выборы губернаторов, последние назначаются Кремлем; теперь же они по-прежнему будут отчитываться перед Путиным как перед премьером. Тем временем местные власти поставлены в прямое подчинение региональным губернаторам.

По словам Волка, это создает крепкую новую "вертикаль власти", подотчетную премьер-министру.

По слухам, Путин также подчинит контролю правительства семь представителей президента (эту должность он учредил в 2000 году, она сопряжена с обязанностью надзора за округами - группами из дюжины или более регионов).

Однако, отмечает Волк, в отличие от советских генсеков Путин (как минимум, согласно российской конституции) не будет главнокомандующим вооруженных сил или ответственным за вопросы безопасности и внешнюю политику. Все эти сферы относятся к компетенции президента, что обеспечивает важную роль Медведеву и дает гарантию того, что Путин не сможет править в одиночку.

Алексей Макаркин из московского аналитического Центра политических технологий полагает, что первое время все крупные решения будут приниматься по взаимному согласию премьера и президента.

"Но затем, возможно, полномочия президента постепенно усилятся, так как в России существует такой фактор, как институт президентской власти и традиционное уважение к посту президента", - говорит Макаркин.

Другие наблюдатели также полагают, что после вступления в должность Медведев осознает размах своих полномочий и поддастся искушению укрепить свои позиции. Путин, как предполагает Макаркин, тоже не захочет подрывать власть президента - в том числе потому, что хочет однажды иметь возможность вернуться на пост главы государства.

Все это подготавливает почву для возможных стычек. Одним из первых испытаний может стать виток инфляции, темпы которой в апреле достигли 14%.

"Медведев не захочет брать на себя ответственность за астрономическую инфляцию, - поясняет он. - Так кого же винить? Правительство - премьера? Таким образом, это возможный источник напряженности, а исход этой напряженности не ясен".

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru