Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 мая 2008 г.

К. Дж. Чиверс | The New York Times

Перед российским протеже встают трудные задачи

В среду новоизбранный президент России Дмитрий Медведев принесет присягу в роскошном Андреевском зале Кремля. В этой церемонии будут сочетаться ностальгия по советским временам, символы царской власти и помпезность, которая призвана символизировать национальную гордость, возродившуюся за восемь лет нахождения у власти Владимира Путина.

В пятницу Кремль увенчает торжества триумфальным военным парадом на Красной площади, равного которому не было со времен холодной войны - над городом пролетят стратегические бомбардировщики, а по площади пройдут танковые колонны.

42-летний Медведев станет третьим президентом постсоветской России и вызовет новые толки. Он создал себе неоднозначный образ, порой заявляя, что необходимы серьезные перемены - в частности, Медведев критиковал всеобщую коррупцию в стране и обещал снизить нажим со стороны бюрократии. Однако в других случаях он утверждал, что в целом будет следовать тому пути, который избрал его покровитель Путин.

Не подлежит сомнению, однако, что ему в наследство достанутся задачи более трудные, а его положение будет более сложным, чем возможно предположить по характеру нынешней церемонии.

Политические проблемы, которые предстоит решать Медведеву, выглядят незавидно, пусть даже Россия и вышла из своего особо тяжелого положения. Медведеву необходимо будет бороться с растущей инфляцией, чрезмерно раздутым чиновничьим аппаратом, вездесущей коррупцией, слабостью судебной системы и сокращением населения из-за низкой рождаемости, с некачественным здравоохранением и болезнями.

Экономика страны развивается в узких рамках, она крайне зависима от природных богатств, в то время как многие сектора - в том числе сельское хозяйство и высокие технологии - развиты недостаточно. Российские правящие круги - бюрократы, бизнесмены и бывшие офицеры спецслужб, не продемонстрировавшие пока лояльности Медведеву - погрязли в междоусобных конфликтах.

Медведев столкнется и с напряженностью на Кавказе, на юго-западных горных границах, где Грузия, бывший сателлит Кремля, теперь обвиняет Россию в попытке аннексировать сепаратистский анклав в Абхазии и спровоцировать войну.

Более того, Медведев, который уже в четверг назначит Путина премьер-министром, будет управлять страной с помощью новой властной структуры. Непонятно, насколько прочна опора его власти. Его положение было ослаблено еще до инаугурации, когда стали говорить, что Путин намерен сохранить власть в своих руках, пересев в премьерское кресло.

Одна из российских газет сообщила на этой неделе, что Путин планирует почти в два раза увеличить число вице-премьеров за счет представителей своего окружения и официально закрепить за собой положение сильного премьера, который станет контролировать ситуацию в стране.

Старший научный сотрудник вашингтонского Совета по международным отношениям Стивен Сестанович говорит, что вне зависимости от того, какую политику в конце концов выберет Медведев, пока непонятно, насколько он будет способен реализовать собственные представления о будущем России при ограничениях со стороны Путина.

"Есть ли у него какая-то власть? - задается вопросом Сестанович. - Или же он просто декоративная фигура?"

"Конечно же, пока мы не знаем ответов на эти вопросы", - признает эксперт.

Несмотря на ряд заметных неудач и ошибок, за годы пребывания Путина у власти по многим показателям удалось добиться заметного прогресса, хотя никто не прогнозировал подобных результатов, когда восемь лет назад бывший шпион появился на политической арене.

Личные доходы многих россиян значительно выросли. Российские солдаты и их союзники уничтожили или загнали в подполье большую часть сепаратистов в Чечне. Кремль досрочно погасил долги перед другими государствами.

Цены на российские акции резко взлетели. В крупных городах страны начался строительный бум, а городские магазины наполнились товарами. Впервые в истории значительной части населения стали доступны потребительский образ жизни и отдых за границей.

Путин неоднократно бросал вызов Соединенным Штатам, встречаясь в Москве или за рубежом с лидерами стран, враждебных Вашингтону: в том числе с белорусским президентом Александром Лукашенко, лидером Венесуэлы Уго Чавесом, президентами Узбекистана Исламом Каримовым и Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Он регулярно напоминает публике, что выступал против вторжения в Ирак и против, как говорит Путин, американского вмешательства во внутренние дела стран бывшего СССР.

После экономического краха и презрительного отношения к стране во времена президента Бориса Ельцина в России начало возрождаться чувство национальной гордости. Сегодня многие россияне планируют свое будущее - десять лет назад подобное было невозможно.

Однако возникли и новые проблемы, и пока что Кремлю не удалось их решить. Медведев, предпочитающий йогу, в отличие от любителя дзюдо Путина, столкнется с рядом вопросов, которые по-прежнему омрачают перспективы России.

Главные из них, как говорит Андерс Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне, - это инфляция, недостаточно развитая инфраструктура и повальная коррупция.

В первые годы президентства Путина цены на нефть составляли 20-30 долларов за баррель. Сегодня баррель оценивается примерно в 120 долларов. Россия - крупнейший в мире экспортер энергоносителей, и поворот в экономике страны произошел во многом благодаря взлету цен на нефть.

Однако нагревание экономики породило новые трудности. Стоимость жизни резко выросла из-за образования "мыльного пузыря" на рынке недвижимости и постоянного роста цен на коммунальные услуги, бензин и продукты питания.

Инфляция достигла 13%, посеяв среди помнящих инфляцию 1990-х годов россиян - особенно среди пенсионеров - неуверенность и чувство беспокойства за свое будущее. Досталось и среднему классу. В мае цены на бензин достигли почти 1 доллара за литр, то есть более 3,5 доллара за галлон - это значительная цена для страны, где доход средней семьи по-прежнему в разы меньше доходов западной семьи.

Ряд чиновников намекает, что вскоре российский рубль могут укрепить с целью охладить экономику. "Главная задача - побороть инфляцию, и единственный способ это сделать - позволить рублю расти, - говорит Аслунд. - Полагаю, Медведев присоединится к сторонникам сильного рубля".

Сложнее будет найти долгосрочные решения. Объемы добычи нефти стали снижаться, а российская инфраструктура в основном создавалась еще в советские времена. Для возрождения и первого, и второго необходимы гигантские инвестиции, а это еще более подстегнет инфляцию.

Как предупреждает Аслунд, эффект от капитальных инвестиций может подорвать коррупция - она достигает такого размаха, что откаты по государственным заказам и энергетическим проектам могут составлять до 50%.

"Невозможно создать инфраструктуру, если половина вложенных денег идет на откаты", - объясняет эксперт.

Медведев сделал социальные вопросы и социальную стабильность центральной темой своих публичных заявлений. Он понимает, что станет президентом страны, которой грозит резкий демографический спад.

Здоровье россиян находится на достаточно низком уровне, рождаемость относительно мала. И хотя Россия изменилась, ее население продолжает сокращаться. Два года назад Путин предложил инициативы, призванные убедить женщин рожать больше. В 2007 году были отмечены рост рождаемости и некоторое снижение смертности.

Доктор Мюррей Фешбах, демограф и специалист по проблемам здоровья россиян, говорит, что демографические показатели по-прежнему дают повод для пессимизма. Отчасти это связано с тем, что к 2012 году число женщин в возрасте от 20 до 29 лет - именно на их долю в России приходится большинство родов - начнет сокращаться.

Число больных туберкулезом в стране вдвое превышает число, которое Всемирная организация здравоохранения считает признаком эпидемии. Увеличивается количество умерших от СПИДа. В ближайшие пять лет ожидается вспышка гепатита C, у которого длительный инкубационный период.

Если не появится масштабной программы по борьбе с данными болезнями и по снижению смертности, России в ближайшие десятилетия грозит сокращение числа рабочих рук и количества военнослужащих, утверждает доктор Фешбах.

"Необходимо бороться со всеми этими проблемами одновременно", - говорит доктор Фешбах. В противном случае "первоначальный импульс постепенно сойдет на нет", предупреждает он.

Стивен Сестанович указывает, что в своих выступлениях Медведев дал определенные намеки на то, что мир он воспринимает не так, как его предшественник. Он призвал зарубежных экспертов оспаривать образ мышления российского правительства, подчеркнул необходимость уменьшить размер и влияние чиновничьего аппарата. Кроме того, он поставил под сомнение идею сторонников централизованного планирования о том, что экономическое процветание должно обеспечивать государство.

"Он будет не просто исправлять ситуацию 1990-х годов, как делал Путин, - подчеркивает Сестанович. - Медведев, судя по всему, сознает, что ему придется решать определенные проблемы, возникшие при Путине".

По его словам, ряд задач, которые поставил перед собой Медведев, могут пока оказаться ему недоступны, но со временем они станут мерилом власти нового президента. "Уменьшить власть государственной бюрократии? Весьма непростая задача", - указывает эксперт.

Также по теме:

Тень Путина и нерешенные проблемы в нагрузку к власти (Обзор прессы)

Источник: The New York Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru