Интересно, как бы среагировал Хрущев на зрелище американских пехотинцев, марширующих по Красной площади? Корреспондент The New York Times Эллен Барри комментирует тот факт, что в параде 9 мая будут участвовать представители ряда стран НАТО. Наверно, Хрущев сделал бы что-то со своей обувью, вот только что?
До сих пор военнослужащих действующей армии США еще ни разу не приглашали участвовать в параде на День Победы, сообщает журналистка со слов американских военных. "Российское руководство постаралось дотошно разъяснить, что американцев, наряду с военными из Великобритании, Франции и Польши, пригласили в качестве представителей антигитлеровской коалиции", - говорится в статье. По мнению автора, объяснения вовсе не излишни: по данным опроса "Левада-центра", более половины россиян одобрили приглашение, но 20% недовольны, а 8% категорически против. Лидеры коммунистов и националистов ухватились за эту тему, чтобы сплотить своих сторонников.
"Даже те, кто одобряет приглашение, настроены неоднозначно: по данным "Левада-центра", большинство россиян считает, что советская армия разгромила бы Гитлера и без помощи западных союзников. Многие говорят, что союзники воздерживались предпринимать что-либо, пока не стало очевидно, кто победит", - пишет издание.
На взгляд Дмитрия Тренина, аналитика Carnegie Moscow Center, нынешний парад бросает вызов советским учебникам, где война подавалась как исключительно советско-германский конфликт. Главное сопротивление исходит не от ветеранов, а от россиян в возрасте 40-55 лет, получивших образование при советской власти, полагает социолог Полина Черепова. Со своей стороны, депутат Госдумы Константин Косачев во время дебатов расценил участие иностранных военнослужащих как признание ключевого вклада России в разгром Гитлера (но добавил, что российская сторона считает претензии НАТО на мировое господство основной угрозой).
32-летний штаб-сержант Джонатан Хоффмен, участвующий в параде на Красной площади, говорит: "Видеть американский флаг над брусчаткой у храма Василия Блаженного - это было потрясающе". Вражда времен холодной войны отступила на задний план: "То, ради чего мы здесь, - победа во Второй мировой войне - выше всего этого", - пояснил Хоффмен.