В пятницу тысячи представителей праворадикального крыла вышли на улицы российской столицы. Число сторонников экстремистских взглядов растет с каждым днем, отмечают эксперты. Халатное отношение Кремля к националистической риторике дает свои плоды, считает корреспондент Die Presse Эдуард Штайнер.
В конце концов российское правосудие, похоже, решило поторопиться: активность, которую в последние дни демонстрировала система, не идет ни в какое сравнение с предыдущим вялым судопроизводством. К 20 годам лишения свободы был приговорен молодой выходец с Кавказа Аслан Черкесов, убивший в 2010 году российского футбольного болельщика. Участвовавшие к драке пятеро молодых людей с Северного Кавказа получили по 5 лет тюрьмы. 17 лет тюрьмы получил и чеченец, виновный в смерти другого футбольного фаната. На этом фоне были задержаны и двое лидеров националистического движения, сообщает автор публикации.
"Власть стала более осторожной. По всей видимости, в преддверии "Русского марша", который прошел в минувшую пятницу, в День национального единства, Кремль хотел послать сигнал, возвещающий о том, что перед законом все равны", - говорится в статье.
В отличие от акций либералов, запрещенных для проведения в этот день, "Русский марш" националистов был разрешен, указывает журналист. "Россия для русских!" - кричали несколько тысяч собравшихся разгоряченных молодых людей. "Хватит кормить Кавказ!"
Правое крыло в России растет как на дрожжах, констатирует журналист. С декабря прошлого года столкновения между русскими и кавказцами стали практически рутиной, и лишь часть из них приходится на долю агрессивных разборок футбольных болельщиков.
На фоне последних тенденций тревогу бьют не только эксперты - власть имущие тоже стали проявлять беспокойство. Оно связано в первую очередь с распространением ксенофобии в российском обществе. Согласно официальным исследованиям, лозунги националистов поддерживают уже 35% россиян. Кроме того, опросы показывают, что спросом пользуется и соответствующая предвыборная риторика, говорится в статье.
По словам главы авторитетного "Левада-центра" Льва Гудкова, "общество утрачивает иммунитет к фашизму". И не в последнюю очередь эксперт связывает данный феномен с политикой режима Владимира Путина. "Если этническое превосходство в ранние 1990-е стало культивироваться как компенсация за развал советской империи, то Путин позднее взял на вооружение эту риторику, воспользовавшись ею для консолидации своего авторитарного режима", - добавляет Штайнер.
При этом, чтобы охватить "мейнстрим", руководству приходится искать "новые таланты", которые могли бы подконтрольно "поднимать национальный вопрос". Загвоздка, пишет автор, заключается в том, что ксенофобия, вырываясь наружу, смешивается с социальным протестом и недовольством разгулом коррупции. В качестве политического трамплина, добавляет в заключение автор, националистическую риторику избрал для себя харизматичный адвокат и борец с коррупцией Алексей Навальный.