В январе 2014 года стартуют переговоры о вступлении Сербии в Евросоюз. Это задача не из легких, ведь по новым правилам решение о принятии новых членов может быть вынесено на референдум в государствах единой Европы. Для страны, которая до сих пор ассоциируется с военными преступлениями 15-летней давности в Боснии и Косово, это может стать не просто формальностью, передает корреспондентка Libération Элен Деспик-Попович.
Вновь оказавшись у дел, наследники "Слобо" поняли, что пришла пора перевернуть страницу в истории страны. В конце 1990-х действующий премьер-министр Сербии Ивица Дачич был пресс-секретарем партии Милошевича, однако он первым из лидеров Сербии пожал руку своему косовскому коллеге Хашиму Тачи, бывшему полевому командиру сепаратистов. Белград по-прежнему не признает независимость республики Косово, но ведет с ней диалог, чтобы облегчить себе путь в ЕС. Так, сербское правительство призывало проживающих в Косово сербов проголосовать на выборах в Косово 3 ноября.
"Ясно как день, что Белград сделал все что мог, чтобы эти выборы были хорошо организованы и явка была высокой", - заявил министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт.
Осталось понять, насколько серьезна эта перемена настроений. "Ничего не изменилось, все просто заморозилось, - считает сооснователь независимого информационного агентства Beta Радомир Диклич. - Сербия напоминает страну, которая каждый вечер получает дозу транквилизаторов".
Белград хочет показать, что ему есть что предложить Европе, пишет журналистка. В первую очередь, рабочую силу, не дешевую, как в Румынии или Болгарии, но образованную и квалифицированную. Высшие учебные заведения страны занимают достойные позиции в Шанхайском индексе университетов. Не случайно кампании Microsoft, Ball Packaging и Telenor открыли здесь свои филиалы.
"Правительство хочет заставить всех поверить в то, что Сербия стала современной страной, - цитирует Деспик-Попович Диклича. - Но Белград - это не вся Сербия. Остальная экономика разорена".