Коммунизм был в какой-то степени необходимым злом для мира и человека. Эту мысль высказал Иоанн Павел II в своей последней книге под названием "Память и культура", представленной на международной книжной ярмарке во Франкфурте.
Сразу же после войны, рассказывает Папа в этой книге, в которой рассматриваются серьезные проблемы современности и в которой он отвечает на самые глубинные вопросы человека, "сразу же стало понятно, что коммунизм продлится дольше, чем нацизм. Это наводило на мысль о том, что это зло было в какой-то степени необходимым миру и человеку". Папа подчеркивает, что "в некоторых конкретных ситуациях человеческого существования зло оказывается в некоторой степени полезным. Полезным потому, что создает условия для добра".
Цитируя затем "Фауста" Гете, понтифик напоминает, что дьявола можно охарактеризовать и как "часть той силы, которая все время хочет зла, но всегда творит добро".
Что касается нацизма, то Иоанн Павел II уточняет: в то время "не все понимали истинные масштабы зла, свирепствовавшего в Европе, даже те, кто, как мы, находились в самом его эпицентре". Папа также отмечает, что на протяжении длительного времени Запад не хотел верить в то, что идет уничтожение евреев.
О книге рассказал официальный представитель Ватикана Хоакин Наварро Валлс. Идея написания книги возникла в 1993 году, когда в Кастель Гандольфо состоялся диалог между Папой и двумя профессорами философии. В этом труде изложены, в частности, следующие концепции.
"Если свобода перестает быть связанной с правдой и начинает ставить правду в зависимость от себя, то возникают логические предпосылки для губительных моральных последствий, масштабы которых порой непредсказуемы". Обращаясь к Аристотелю, Папа напоминает о том, что свобода "дается человеку как испытание, которое он должен пройти". Нет свободы без правды, подчеркивает Папа, уточняя при этом, что аристотелева система добродетелей, к которой в Средневековье обратился Сан Томмазо, "не абстрактная и априористическая система, поскольку Аристотель исходил из опыта морального субъекта". Свобода дается человеку Богом "как дар и, одновременно с этим, как испытание".