Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 октября 2005 г.

Натали Нугайред | Le Monde

ЕС наконец-то наказал Узбекистан за бойню в Андижане

Больше четырех месяцев прошло после андижанской бойни в Узбекистане, прежде чем Европейский союз, который с Узбекистаном с 1996 года связывает договор о партнерстве и сотрудничестве, выразил свое осуждение принятием санкций - хотя бы символических.

Диктатура узбекского президента Ислама Каримова, правящего этой среднеазиатской страной с 1989 года, лишится некоторых видов финансовой помощи (она и без того незначительна); некоторым ее официальным лицам не будут выдавать въездных виз (список еще не составлен); вводится эмбарго на продажу в страну вооружений из стран Европейского союза (но узбекскую армию вооружает не ЕС, а Россия). Такое решение приняли 4 октября европейские министры.

Для правозащитников эти меры, принятые после затяжного дипломатического паралича, стали хорошей новостью. Правящий режим Узбекистана виновен в одной из самых кровавых расправ с манифестантами после событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1989 год), за которые против Китая были незамедлительно введены санкции.

13 мая, на следующий день после вооруженного мятежа возле андижанской тюрьмы, правительственные войска открыли пулеметный огонь по тысячам оппозиционно настроенных демонстрантов, собравшихся на площади. Точное число погибших неизвестно до сих пор. Для иностранных наблюдателей доступ в Андижан закрыт, в чем убедился специальный представитель ЕС Ян Кубис, которого местные власти не пропустили в охваченный трауром город.

Почему реакция ЕС последовала так поздно? Стратегические интересы европейских стран в Узбекистане не так очевидны, как их интересы в России, которой ее собеседники, как правило, не задают неприятных вопросов по поводу Чечни. Правозащитники находят этому ряд объяснений: общая мягкотелость, нежелание ни одного из государств ЕС выступать в первых рядах, стремление избежать фронтального столкновения с Россией и Китаем - странами, выразившими безоговорочную поддержку Исламу Каримову после бойни в Андижане.

Россия объявила, что она будет и впредь продавать оружие Узбекистану, невзирая на европейские санкции. Кроме того, она отвергает идею проведения независимого международного расследования событий в Андижане, за которое настойчиво выступает Верховный комиссар ООН по правам человека Луиза Арбур. США, со своей стороны, заявили, что рассмотрят вопрос о санкциях лишь после того, как это сделает Европа. Каримовский режим попросил американскую армию покинуть воздушную базу в Ханабаде, в районе афганской границы.

За те четыре месяца, в которые узбекский режим не подвергался никаким санкциям, диктатор Каримов еще больше "закрутил гайки" в стране, отмечают правозащитники. "Каримов осмелел, когда Европейский союз не отреагировал на истечение 30-дневного срока, который ЕС отвел ему на то, чтобы согласиться на проведение международного расследования", - говорит Лотта Лейхт, представляющая в Брюсселе организацию Human Rights Watch, которая сыграла заметную роль в мобилизации дипломатов на осуждение Ташкента.

Узбекский руководитель создал систему полицейских "фильтрационных пунктов", наводящих ужас на тысячи жителей Андижанской области. В конце июля ООН пришлось самолетами эвакуировать в Румынию около 450 андижанцев, бежавших в Киргизию и находившихся под угрозой принудительной репатриации.

Затем Ислам Каримов сфабриковал судебный процесс в чисто сталинском стиле. В зале суда 15 человек, прошедших через пытки в тюрьме, признались в попытке свержения узбекского режима с целью установления в стране "халифата" в сотрудничестве (как гласит обвинительное заключение) "с посольством США в Ташкенте" и западными средствами массовой информации, в частности с компанией BBC. Обвиняемым грозит смертная казнь.

Бывший посол Великобритании в Ташкенте Крейг Мюррей, изгнанный из британского МИДа в 2004 году за публичную критику альянса между США и Узбекистаном в борьбе с "Аль-Каидой", сегодня призывает европейские страны усилить нажим на Ислама Каримова, пока процесс еще продолжается. Как и Human Rights Watch, Мюррей рад, что ЕС попытался сохранить хотя бы "минимум доверия к себе", введя санкции против Узбекистана, однако реальными рычагами давления, убежден он, обладает только Россия. А та на сотрудничество не идет, отмечает бывший посол.

Источник: Le Monde


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru