Таинственные новые акционеры российской авиакомпании ?Аэрофлот?, по слухам, связанные с влиятельным нефтяным магнатом, на внеочередном общем собрании, состоявшемся в четверг, получили в совете три места из девяти.
В последние месяцы неопределенность по поводу намерений новых акционеров ?Аэрофлота?, которым в целом принадлежит около 29% акций, не позволяло четко обрисовать перспективы компании, однако большинство экспертов считают, что осуществленные вчера перемены в составе совета директоров не окажут существенного влияния на методы руководства ?Аэрофлотом?. С недавнего времени ?Аэрофлот? перестал быть нерентабельным и предпринял серьезные шаги по улучшению качества обслуживания, повышению своего имиджа и увеличению доверия со стороны инвесторов.
Двумя из этих акционеров являются оффшорные компании Carroll Trading SA и Nimegan Trading, которые весной приобрели примерно по 10% акций авиаперевозчика, 51,17% акций которого принадлежат государству. Многие полагают, что именно владельцы Carroll Trading, имена которых неизвестны, связаны с нефтяным магнатом Романом Абрамовичем, потребовавшим переизбрания совета директоров ?Аэрофлота?.
В результате голосования трое из четырех кандидатур, выдвинутых новыми акционерами, получили места в совете директоров. Это заместитель генерального директора ?Аэрофлота? Александр Зурабов и главы двух инвестиционных компаний - Александр Немцов из ?Профит Хаус? и Михаил Винчель из компании ?Проспект?. Число представителей правительства в совете сократилось с 7 до 5.
?Теперь распределение мест в совете директоров точно отражает нынешнее распределение капитала?, - заявил глава ?Аэрофлота? Валерий Окулов, переизбранный на пост генерального директора компании. Окулов, чей контракт истекает в будущем году, и Зурабов являются широко уважаемыми менеджерами, в заслугу которым ставят позитивные перемены в компании.
На закрытии вчерашних торгов в РТС котировка акций ?Аэрофлота? составила 0,28$.
По мнению экспертов, компании Carroll Trading SA и Nimegan Trading связаны с Абрамовичем - губернатором и одним из наиболее влиятельных российских бизнесменов. Абрамович является совладельцем нефтяной компании ?Сибнефть? и крупным акционером ?Русского алюминия?. ?Сибнефть? и ?РусАл? опровергли наличие у них акций ?Аэрофлота?, хотя один из четырех кандидатов, выдвинутых новыми акционерами на место в совете директоров, был старший менеджер ?РусАла? Александр Комраков.
Изменения в структуре руководства ?Аэрофлота?, которые произошли весной, серьезно подорвали отношение инвесторов к ?Аэрофлоту?, и в июне Standart&Poor понизила рейтинг компании в плане корпоративного управления. ?Тот факт, что руководство компанией сосредоточилось в руках одной ФПГ, чьи интересы в ?Аэрофлоте? неясны, может нанести ущерб интересам других миноритарных акционеров?, - подчеркнула представитель Standart&Poor Юлия Кочетыгова.
До 1999 года доминирующие позиции в ?Аэрофлоте? занимал нефтяной и автомобильный магнат Борис Березовский - акционер, который, по имеющимся сведениям, имел большое влияние на руководство компании. В отношении Березовского проводились расследования в Швейцарии и России, он подозревается в переводе сотен миллионов долларов ?Аэрофлота? на счета некоторых акционеров в швейцарских банках. Березовский, который сейчас проживает в эмиграции, отрицает свою причастность к противозаконной деятельности. В 1999 году члены руководства компании, близкие к магнату, были уволены.
Когда впервые появились слухи о том, что компании, связанные с Абрамовичем, приобретают акции ?Аэрофлота?, инвесторы стали опасаться возврата времен Березовского. ?Хуже всего было бы, если бы, как и раньше, наличные потоки начали переводиться из компании?, - заявил эксперт брокерского дома Renaissance Capital Владимир Титков.
Однако большинство экспертов считают, что пока еще мало оснований говорить об этом. ?Только портфельные инвестиции в преуспевающей компании позволяют судить об улучшении ее деятельности?, - отметил Титков. - Не следует ожидать никаких изменений в управлении ?Аэрофлотом? - во всяком случае, в ближайшем будущем?.