Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 сентября 2006 г.

А.Ринке и С.Нессхефер | Handelsblatt

Один океан, два мира

Теракты 11 сентября и борьба Америки против террора, еще больше увеличили пропасть между Европой и США, как свидетельствуют результаты масштабного исследования. Особенно пострадала по ту сторону Атлантики репутация президента Буша

Похожие страхи? Да. Схожие стратегии? Возможно. Действовать сообща? Да, но лучше без Джорджа Буша. По мнению европейцев, через пять лет, прошедших после трагических событий 11 сентября 2001 года, трансатлантические отношения нужно подчинить именно такой формуле.

Пропасть, которая образовалась между европейцами и американцами с началом войны в Ираке, увеличилась еще больше. Но европейцы разделяют международные проблемы, такие как Иран или терроризм, и имидж американского президента Буша и его внешнюю политику. Несмотря на политические попытки к сближению, имидж президента США в Европе продолжает ухудшаться.

В противовес этой тенденции сами европейцы стали намного увереннее в своих силах. Большинство из них отказываются признавать доминирование США в мировой политике и хотят, чтобы Евросоюз на международной политической арене играл более весомую и действенную роль. К таким выводам в ходе проведенного опроса пришли специалисты German Marshall Fund (GMF). В качестве респондентов выступили около 12 тыс. жителей США, население 12 стран ЕС и Турции.

Но все же: "В политическом восприятии центральных международных требований можно наблюдать процесс сближения между Европой и США", - утверждает Себастиан Харниш, профессор международной политики из мюнхенского Университета бундесвера. "На это влияет общность демократических ценностей по ту и эту сторону Атлантики". Дан Фрид, помощник госсекретаря США по европейским делам, считает, что данное исследование демонстрирует, что у нас "одни цели".

Результаты опроса подтверждаются и на правительственном уровне. Канцлер Ангела Меркель за весь период, пока она возглавляет правительство, пытается снять напряженность в отношениях с Вашингтоном: недавно она принимала американского президента в своем избирательном округе Мекленбург - Передняя Померания. Постепенно сходит на нет раздражение американцев, вызванное попыткой прежнего канцлера Герхарда Шредера совместно с Францией и Россией помешать войне в Ираке.

То, что Германией признала себя сторонницей США, вновь делает Европу привлекательным партнером для Вашингтона. Примером окрепшего трансатлантического сотрудничества может стать ситуация с Ираном, где США и Евросоюз действуют сообща. Американская администрация выступает за многосторонний подход к решению проблемы - и правительства стран ЕС поддерживают это. "Европейцы заверили американцев, что в случае необходимости поддержат введение санкций против Ирана", - говорит эксперт по внешней политике Харниш. Согласно результатам опроса, проведенного GMF, практически одинаковое количество европейцев и американцев высказались за военную стратегию в отношении Ирана - что, к своему удивлению, констатировал американский дипломат Фрид.

Только он не упомянул результата более детального опроса: если действительно дело зайдет так далеко, лишь 40% немцев высказались за военный удар, а 46% не видят ничего плохого в обладании Ираном ядерным оружием. В США, напротив, как и во Франции, подавляющее большинство населения выступает за применение силы в отношении Тегерана.

В любом случае, этот "новый атлантизм", за который высказывается координатор федерального правительства Германии по вопросам германо-американского сотрудничества Карстен Фойгт (СДПГ), имеет свои границы. Опасения американского правительства может вызвать тот факт, что в течение двух последних лет 57% европейцев не считали, что Америка играет ведущую роль в мировой политике.

Катастрофичным выглядит и приговор, вынесенный европейцами американскому президенту: лишь 18% (меньше, чем когда-либо) респондентов считают, что Буш занимает лидирующие позиции на мировой политической арене. Среди американцев тоже растет скептическое отношение к собственному правительству.

Такие эксперты, как Вернер Вайденфельд, предупреждают в этой связи, что не стоит переоценивать хрупкое трансатлантическое сближение. "Принципиальные различия между Европой и США остаются", - утверждает директор Центра прикладных политических исследований в Мюнхене. С 2001 года американцы ощущают "экзистенциальную опасность". В этом они отличаются от европейцев. "И в этом ничего не изменили даже теракты в Лондоне и Мадриде", - считает Вайденфельд.

Однако возросла уверенность европейцев - а вместе с этим появилась потребность в единой внешней политике ЕС. Большинство европейцев - и, прежде всего, немцы - выступают за более сильную и независимую позицию ЕС во внешней политике и политике безопасности. Здесь американцы их поддерживают: три четверти опрошенных жителей США также высказались за укрепление роли ЕС в мировой политике.

На пике трансатлантического спора вокруг Ирака министр обороны США Дональд Рамсфельд еще больше "расколол" европейцев, разделив Европу на "старую" (Германия и Франция) и "новую" (Испания и Польша).

Сегодня европейцы больше не дадут себя так легко рассорить. Именно в Польше, с ее традиционным атлантическим ориентированием, снижается авторитет США и НАТО. Европа снова стала более европейской - и посему становится для США более ценным партнером.

Источник: Handelsblatt


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru