Халед Шейх Мухаммед, Рамзи Бен аш-Шейба и Абу Зубейда переведены вместе с другими 11 заключенными в лагерь Гуантанамо на Кубе. Эти трое - самые высокопоставленные кадры "Аль-Каиды", находящиеся в руках у американцев, Халед Шейх Мухаммед является главным организатором терактов 11 сентября 2001 года. Их будут судить. Объявив об этом в среду во второй половине дня, Джордж Буш тем самым признал существование сети секретных тюрем ЦРУ, в которых содержались эти 14 человек. Среди них и Хамбали (настоящее имя - Ридуан Исамуддин), вдохновитель теракта на острове Бали, унесшего жизни более 200 человек.
Американский президент не только признал практику тайного содержания людей под стражей, но и выступил в ее защиту. "Самый важный источник информации о тайниках и планах террористов - это сами террористы", - заявил он. Поэтому "некоторое количество" заключенных было помещено в "место, где они могли содержаться в обстановке секретности и отвечать на вопросы экспертов". Как проводились допросы? Джордж Буш признал, что обращение с ними было "жестким", но отверг слово "пытки".
В Белом доме, где президент сделал это признание, его окружали родственники жертв 11 сентября. Таким сигналом для нации он хотел убедить американцев, что в "войне с терроризмом" без тайных операций не обойтись, а также подкрепить аргументацию в сфере обеспечения безопасности - аргументацию, с помощью которой республиканское руководство рассчитывает избежать поражения на ноябрьских выборах.
Покончить с незаконной практикой. Но был здесь и сигнал для внешнего мира: администрация пытается покончить с давней незаконной практикой, которую осуждают Международный комитет Красного Креста (МККК) и Верховный суд США (в постановлении от 29 июня этого года). Судьи сломали систему военных комиссий - особых трибуналов, созданных для проведения процессов над узниками Гуантанамо: они были признаны не соответствующими американским законам и нарушающими Женевские конвенции, в частности статью 3 обеих конвенций, которая защищает права заключенных.
Конгресс обсудит несколько законопроектов, чтобы создать не противоречащую конституции судебную инстанцию для разбирательства дел "террористов". Один из законопроектов представлен Белым домом: речь идет о все тех же чрезвычайных судах, в которых допускается предъявление улик в обстановке секретности и в отсутствие обвиняемого. Ряд депутатов, в том числе сенатор Джон Маккейн, боровшийся за принятие закона, запрещающего пытки, представили альтернативный проект, более приемлемый для МККК и Верховного суда.