Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
7 сентября 2006 г.

Кристофер Уолкер и Роберт Орттунг | The Wall Street Journal

Отсутствие новостей - это плохая новость

Только люди, находящиеся за пределами России, могут видеть, что в действительности происходит в этой стране. Кремль отказывает простым россиянам в возможности самим делать выбор, и положение вещей только ухудшается.

Этим летом, вскоре после окончания в Санкт-Петербурге саммита G8, российский лидер в конце июля подписал закон о расширении понятия экстремистской деятельности, которое включило в определение публичную клевету в адрес правительственного чиновника в связи с его или ее обязанностями, применение насилия или угроз применения насилия к государственному чиновнику или его семье и публичное оправдание терроризма.

Предпосылкой принятия закона об экстремизме стала террористическая атака на бесланскую школу два года назад. Накинув узду на телевидение, оппозиционные партии и неправительственные организации, путинский Кремль хотел заглушить все оставшиеся оппозиционные голоса. Определение экстремизма в новом законе настолько широко, что оно дает властям неограниченную власть над критиками.

Теперь атаке подверглись и печатные СМИ, до последнего времени имевшие больше свободы, чем коллеги на телевидении, чтобы работать независимо. Недавно Кремль инсценировал смену владельцев в ряде газет, включая "Известия" и "Независимую газету", которые служили альтернативными каналами информации для небольшой, но влиятельной аудитории в стране. Покупка "Коммерсанта" в этом месяце металлургическим магнатом Алишером Усмановым, связанным с Кремлем бизнесменом, может быть сокрушительным ударом по независимым печатным СМИ. "Коммерсант" под контролем магната Бориса Березовского, живущего в Лондоне, был самой известной российской газетой, которая излагала критический взгляд на политику страны.

Вмешательство в частный сектор идет параллельно с усилением вмешательства в телепрограммы региональных каналов, которые ранее часто представляли точку зрения на события, не совпадающую с кремлевской.

Российские власти также обратили свои взоры на эфир финансируемого правительством США "Радио Свобода - Свободная Европа", чьи авторитетные радиопрограммы служили важнейшим источником информации для верных радиослушателей по всей России, заинтересованных в альтернативном голосе. Кремль срежиссировал кампанию систематических запугиваний, в ходе которой партнеры "Радио Свобода" - российские радиостанции, которые ретранслируют ее программы в рамках собственного формата, - подверглись финансовым проверкам и угрозам. Намек для местных радиостанций таков: прекратите ретрансляцию.

Власти начали устанавливать контроль над СМИ вскоре после прихода президента Путина к власти. Сейчас все три крупных национальных телеканала - Первый канал, РТР и НТВ - по сути, контролируются государством. В 2005 году Кремль даже ввел ограничения в отношении менее крупных каналов, таких как Рен-ТВ. Летом этот канал был куплен дружественной Кремлю компанией, и через несколько месяцев была уволена ведущая выпусков новостей Ольга Романова - вне всякого сомнения, за обнародование информации о сыне министра обороны Сергея Иванова, который в результате дорожно-транспортного происшествия насмерть задавил старушку.

Институциональный контроль Кремля над медийным сектором - это лишь один аспект угрозы для свободы прессы; помимо этого, Россия - чрезвычайно опасное место для работы журналистов. За время правления Путина были убиты как минимум 23 журналиста, сообщает Фонд защиты гласности. В их числе - Пол Хлебников, редактор "Forbes Россия", по которому в июле 2004 года на улице рядом с его офисом из полуавтоматического оружия было произведено девять выстрелов. В этом июле был убит Евгений Герасименко, корреспондент независимого еженедельника "Саратовский расклад". Его нашли в собственной квартире с пакетом на голове и множественными кровоподтеками на теле.

Только интернет сохранил пока неограниченную возможность работать в России - по крайней мере, на данный момент. Новостные интернет-сайты представляют множество независимых аналитических материалов о российской политике. Однако некоторые общественные фигуры в России открыто призывают власти ввести меры по установлению наблюдения и контроля и над этим жизненно важным каналом. Во время недавнего круглого стола, посвященного шовинизму и ксенофобии в России, Валерий Тишков, глава Комиссии по толерантности и свободе совести созданной Кремлем Общественной палаты, заявил, что интернет не может существовать без общественного контроля. В противном случае он грозит разрушить наше общество, сказал он. Хотя доступ к интернету имеют лишь 10-15% россиян, эта преимущественно молодая, хорошо образованная аудитория будет играть решающую роль в будущем страны.

Как ни парадоксально, все эти перемены могут быть не очень благоприятны для путинского лагеря в долгосрочной перспективе. По мере того, как и без того узкий сегмент общества, имеющий доступ к независимым СМИ, становится еще уже, руководство рискует потерять связь с реальностью, лишая себя возможности понимать, что происходит в стране. Кремль не может черпать все известия из хваленых источников служб безопасности.

Наступление на СМИ, кроме того, ликвидирует значимые для кремлевской власти институциональные сдерживающие факторы. Эта тенденция имеет серьезные последствия для ряда важных вопросов - от способности России диверсифицировать экономку, чтобы снять зависимость от энергетического сектора, до ее возможностей в борьбе с разгулом коррупции и сохраняющейся террористической угрозой.

Большая часть последних шагов по закрытию альтернативных источников можно объяснить "подготовкой" к парламентским и президентским выборам, запланированным на 2007 и 2008 годы соответственно. Однако силовая и хищническая медиастратегия Кремля производит короткое замыкание в важном механизме обратной связи, который работает благодаря свободным СМИ и может причинить вред и собственным интересам Кремля, и более широким кругам российского общества.

Кристофер Уолкер - директор исследований в Freedom House

Роберт Орттунг - профессор Американского университета

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru