Две ведущие державы, входящие в ШОС, Китай и Россия, провели летом совместные военные учения, на которых отрабатывались приемы борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Примечательным стало то, что состоялись они в северо-восточных провинциях Китая, пишет Frankfurter Rundschau.
Страны ШОС, отмечает автор статьи Карл Гробе, действительно имеют дело с внутренними конфликтами - в том числе и с вооруженными восстаниями. Взять, к примеру, российский Северный Кавказ или китайские Синьцзян и Тибет. В этой связи аргументы военных в пользу проведения совместных учений звучат вполне убедительно - за исключением одной детали: недоумение вызывает участие военно-морского флота обоих государств. С точки зрения географии эта деталь никак не вписывается в общий контекст, отмечает Карл Гробе. Районы беспорядков на Кавказе расположены внутри страны, а наделавший много шума в последнее время Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая вообще представляет собой самый удаленный от моря регион земли.
Вывод напрашивается сам собой, уверен журналист: речь идет, по-видимому, о Северной Корее. Как в Москве, так и в Пекине понимают, что режим Ким Чен Ира не вечен, и военные чиновники обеих стран наверняка внимательно ознакомились с южнокорейской аналитикой, предрекающей возможное падение режима. Пекин и Москва резонно опасаются потока беженцев, а также вкупе с Южной Кореей заранее подсчитывают затраты на возможное вмешательство для получения "контроля над ситуацией".
Кроме того, продолжает автор публикации, "ни Китай, ни Россия не могут быть заинтересованы в том, чтобы ситуацию взяли под контроль США и Япония". При этом власти обоих государств ШОС не в восторге и от возможности превентивных мер в отношении Северной Кореи с их стороны.
Если версия о том, что за совместными учениями стоит именно эта цель, замечает в заключение Гробе, это становится указанием на новую роль ШОС, превращающейся в мировой стратегический фактор.