В интервью New Scientist основатель Wikileaks Джулиан Ассандж прокомментировал решение ресурса опубликовать 251 тыс. дипломатических депеш "без редактирования имен упоминаемых в них информаторов". По его словам, процедуры "минимизации ущерба" потеряли смысл после того, как журналисты The Guardian сделали достоянием общественности ключ к файлу со всей дипломатической перепиской.
Вместе с архивом американских депеш команда Wikileaks передала британскому изданию записанный на бумаге ключ для их расшифровки. Для пущей надежности корреспонденту Дэвиду Ли сообщили дополнительное слово, которое он должен был запомнить и вставить в условленное место при вводе пароля. В феврале Ли в соавторстве с Люком Гардингом напечатал книгу "WikiLeaks: подноготная войны Джулиана Ассанджа с секретностью" ("WikiLeaks: Inside Julian Assange's war on secrecy"), в которой содержались и сам ключ, и дополнительное слово. Как сообщает The New Scientist, журналисты заявили, что были уверены, что ключ уже недействителен. "Единственное, что там было временным, это расположение сайта, на котором хранился файл", - опроверг их догадку Ассандж.
"Если бы даже идентификационная фраза уже была недействительна (а в данном случае это не так), принцип ее построения, а также данные об использовании дополнительного слова, дают агрессору очень важные подсказки относительно того, как организация обычно составляет ключи, пароли или идентификационные фразы", - добавляет New Scientist.
Спустя какое-то время файл был найден на торрентах, расшифрован с помощью опубликованного в книге ключа, и его содержимое без какой-либо редактуры стало появляться на десятках конкурирующих сайтов, таких как Cryptome.org. Активисты Wikileaks, по словам Ассанджа, проинформировали о случившемся Госдеп США и правозащитные организации, после чего приняли решение тоже опубликовать все депеши.
Ассандж объяснил это решение тремя соображениями: во-первых, "началась гонка между правительствами, нуждающимися в реформировании, и людьми, которые могут их реформировать, используя эти материалы"; во-вторых, "минимизация вреда" - фигурирующие в переписке люди должны были как можно скорее узнать, что они в ней фигурируют; наконец, общество нуждается в "надежном источнике утечек", для чего необходима "авторизованная версия" архива, заявил Ассандж.