Российский режиссер Александр Сокуров, автор фильма "Франкофония", уверен: европейская и мусульманская эстетики несовместимы, пишет Джузеппина Манин в статье, напечатанной в газете Corriere della Sera.
"История ничему нас не учит. Истории чужды рассудительность и сострадание", - говорит Александр Сокуров, российский режиссер, представивший на кинофестивале в Венеции свой фильм "Франкофония". Это блестящий аллегорический рассказ о Старом континенте через его музей-символ - Лувр, пишет издание.
"Европа, достигшая высочайших достижений в искусстве и философии, продолжает совершать ошибку за ошибкой. То, что происходит, эти бесконечные и бессмысленные вторжения, кажутся непередаваемым кошмаром. Гуманитарная катастрофа, перед которой граждане бессильны, а политики бездействуют. И никто не думает защищать нашу культуру, которая очень скоро перестанет существовать", - говорит Сокуров.
Корабль, который должен вывезти ее в безопасное место, идет. Но шторм слишком сильный, волны слишком высокие. Он потонет со своим ценным грузом и будет потерян для нас и для тех, кто придет после нас. Фильм начинается диалогом Сокурова по скайпу с неким капитаном Дирком. Голос Дирка тает в штормовом эфире и теряется под умирающие ноты российского гимна, пишет корреспондент.
Европа оказалась на "Плоту "Медуза", как на знаменитом полотне Теодора Жерико, выставленном в Лувре. Как и пугающие катера, переполненные отчаявшимися людьми, прибывающими к нам. "Необходимо остановить эти миграции, - говорит Сокуров, явно противореча предложению принимать мигрантов, высказанному режиссером Куароном, председателем официального жюри конкурса. - Чтобы действительно помочь этим людям, необходимо вмешаться в ситуацию в тех странах, откуда бегут люди, попытаться решить проблемы там. Вместо этого мы собираем их здесь, лишенных перспектив, в кучу, пытаемся навязать им наш телевизионный образ жизни. Результаты будут катастрофическими для обеих сторон".
"Наша и мусульманская эстетика несовместимы. Европейские искусство портрета, основа живописи, и скульптура не исследованы ими, они так и останутся неисследованными. Со всем уважением, но мы должны сохранять дистанцию. Защищать нашу культуру от иконоборческого неистовства, которое ее разрушает. На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже нацисты", - уверен российский режиссер.
Защитить шедевры Лувра от бомб и снарядов было задачей, за которую в оккупированном Париже взялся граф Вольф Меттерних. "Враг", совершенно неожиданным образом оказавшийся союзником Жака Жожара, хранителя музея, во имя общей любви к красоте. "Чем станем мы без этих лиц, этих взглядов прошлого?" - задается вопросом Сокуров.