В Национальном музее в Дамаске хранятся древние книги по черной магии, Библия из меди, религиозные трактаты времен крестоносцев и поразительная каменная скульптура, изображающая сокола, пишет корреспондент Independent Патрик Кокберн. Но все эти артефакты - подделки, конфискованные у контрабандистов при попытке вывезти их за границу и продать иностранцам.
"Эти подложные древности, искусно изготовленные в мастерских Дамаска, Алеппо и других сирийских городов, наводняют рынок, изобилующий наивными или беспринципными покупателями, которые с легкостью верят, будто в условиях гражданской войны в Сирии каждый день расхищаются величайшие шедевры", - говорится в статье. "Это началось в 2015 году, - говорит Маамун Абдулкарим, генеральный директор по делам древностей и музеев Дамаска. - В 2013-2014 годах мародеры совершали набеги на все древние памятники, но нашли меньше вещей, чем им хотелось. Поэтому они и переключились на производство подделок".
Автор замечает: в Сирии много безработных археологов и антикваров, которые готовы консультировать изготовителей фальшивок. Плоды их труда часто выглядят весьма достоверно. Поддельные древности поступают как из районов, подконтрольных правительству, так и с территории, удерживаемой повстанцами. Так, в провинции Идлиб изготовляют древнегреческие и древнеримские мозаики. Потом их зарывают в землю на древних городищах, чтобы подкрепить веру в их подлинность, показав покупателю видеозапись "раскопок".
Мало кто из потенциальных покупателей рискнет поехать в охваченную войной Сирию, чтобы проверить подлинность покупки. "Покупатели полагают, что могут приобрести вещи по сходной цене, так как ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ. - Прим. ред.) и другие иконоборческие исламистские движения грабят древние памятники по идеологическим причинам и ради наживы. Это правда, но не в таком масштабе, как воображают себе покупатели", - пишет автор. Он добавляет, что на продажу в Сирии предлагаются также современные документы, которые якобы похищены у ИГИЛ, но их происхождение и значимость сомнительны или преувеличены.
Что касается подложных древностей, то некоторые изготовлены так искусно, что их можно отличить от подлинных только путем лабораторного анализа.
Абдулкарим говорит, что 80% древностей, вывозимых контрабандой из Сирии в Ливан, - подделки.
В военное время произведения искусства и памятники древности гибнут при боевых действиях, расхищаются мародерами или уничтожаются по идеологическим соображениям.
На гражданской войне в Сирии эти три причины сплелись воедино и оказали беспрецедентный разрушительный эффект.
И все же, по данным издания, ни один крупный музей в Сирии не лишился своего собрания в результате расхищения или уничтожения. Из Пальмиры музейные экспонаты были вывезены за три часа до того, как в 2015 году город был захвачен ИГИЛ. Из Алеппо вывезено в безопасные места около 24 тыс. предметов, из Дейр-эз-Зора - 30 тыс.
Абдулкарим замечает, что надеялся "открывать сокровища, но последние три года тратит все время на то, чтобы их спрятать". Спасенные артефакты помещаются в Дамаске в секретные хранилища, как и собрание Национального музея, который давно закрылся. Сегодня в его пустых залах сложены ящики от боеприпасов, наполненные обломками скульптур из Пальмиры, сообщает автор.
"Уничтожение сирийских древностей было не настолько тотальным, как мы когда-то опасались. Сирийские археологи и местные жители старались его не допустить", - пишет автор. "Прошлое Сирии, как и ее настоящее, возможно, прочнее, чем кажется", - заключает он.