Мультипликационный сериал из России "Маша и медведь" показывает американская телекомпания Netflix, а также телекомпании еще в 100 странах. В YouTube серии мультфильма набрали 16,5 млрд просмотров. В чем причина этого ошеломительного успеха? - задается вопросом московский корреспондент Der Spiegel Беньямин Биддер.
В течение 6 минут, пока длится серия, девочка Маша наводит беспорядок в уютном жилище медведя. Маша жизнерадостна до невыносимости, замечает Биддер. Медведя зовут Миша, он долгое время трудился цирковым медведем и не прочь теперь насладиться тишиной и спокойствием.
До сих пор успех этого мультфильма на YouTube могли повторить лишь 30 видеозаписей, при этом "Маша и медведь" - единственное в этом списке немузыкальное видео.
Создатели мультсериала расположились в студии на окраине российской столицы. Название студии - "Анимаккорд" - не так давно стало мелькать и в западных СМИ: создателями короткометражных мультиков из России заинтересовались именитые американские медийные концерны. Права на трансляцию мультсериала приобрела телекомпания Netflix, аудитория которой составляет порядка 70 млн телезрителей.
В России первая серия мультфильма вышла в 2009 году - сначала найти ее можно было только в интернете. Затем мультфильмом заинтересовались и российские телеканалы. С тех пор "Машу и медведя" показывают в вечерних передачах для детей, повествует автор статьи.
На стене московской студии висит карта с обозначением тех стран, в которых показывают "Машу". Пока их сотня - но будут и другие. В Германии, отмечает журналист, российский мультфильм можно увидеть на телеканале Kika, в Италии 5 раз в день его показывает Rai Yoyo. В Индонезии эти мультяшные персонажи настолько популярны, что индонезийские родители начали называть Машами своих новорожденных девочек.
Управляющий директор студии "Анимаккорд" Дмитрий Ловейко говорит о том, что тайна успеха мультсериала в том, что никакой тайны-то и нет. "У нас вначале не было никакого плана, никакой стратегии того, как небольшая студия в Москве может вклиниться на рынок, который поделили между собой такие гиганты, как Disney или 20th Century Fox".
"Маша и медведь", замечает Биддер, это не обычная история успеха, не вертикальный старт к славе, а тернистый путь к признанию. От впервые возникшей идеи к международному прорыву прошло два десятилетия.
Первые задумки появились в голове у художника-мультипликатора Олега Кузовкова в 1996 году, когда он во время отпуска наблюдал за дочерью своих друзей. Девочка дни напролет крутилась на пляже: большинство взрослых неохотно играли с егозой, прятались, завидя ее, или притворялись спящими. В мультфильме так же пытается вести себя и медведь.
Как пишет Беньямин Биддер, многие советские мультфильмы - настоящие шедевры в миниатюре. Телевидение и кино в его классическом понимании подвергались жесткой цензуре, мультипликаторам же предоставлялась гораздо большая свобода. Так советская мультипликация стала нишей для критических умов. У русских есть свой вариант "Винни-Пуха", мультфильм "Ну, погоди!" напоминает американский мультсериал "Том и Джерри". Русская версия "Книги джунглей" больше придерживается событий, описанных в романе Киплинга, чем диснеевский вариант.
Но как бы ни были талантливы российские мультипликаторы, они никогда не сталкивались с необходимостью пробиваться на рынке. После распада СССР у российских телеканалов не было денег на новые проекты - многие художники сменили сферу деятельности. Олег Кузовков уехал в Лос-Анджелес. И только в 2008 году он нашел спонсоров и команду, которая создала "Машу и медведя", говорится в статье.
При этом, отмечает автор, бизнес-модель студии нетипична для отрасли. Вместо того, чтобы бороться с пиратами, "Анимаккорд" сама выкладывает серии на YouTube еще до того, как они появляются на DVD. И тактика срабатывает. Мультфильм настолько популярен в сети, что самым серьезным источником дохода является доход от рекламы.
Львиную долю дохода компании составляет мерчандайзинг: на полках московских магазинов можно увидеть всевозможные пазлы, школьные портфели, упаковки мюсли с изображением полюбившихся персонажей и компьютерные игры по мотивам мультфильма. В 2015 году подобной продукции по всему миру было продано на 200 млн долларов.
Музыку к мультфильму пишет Василий Богатырев - песня Маши из новогодней серии стала хитом в России, замечает автор статьи.
За год студия выпускает не более 10 серий мультфильма. Инвесторы и специалисты в области расширения бизнеса обивают пороги студии, демонстрируя готовность вкладывать средства и интеллектуальные ресурсы в расширение производства серий и окончательное завоевание мирового рынка. Дмитрий Ловейко отклоняет все подобные предложения. "Маша потеряет тогда свою душу", - считает он.